Столица Южного Урала превратилась в базар-вокзал. Кто «крышует» ларечный бизнес в Челябинске?

4 апреля 2019 - 21:15
Кристина Виноградова, Леонид Меньшенин, Тимур Боташев

Виталий Лопин пообещал масштабную проверку ларечного бизнеса. По словам областного прокурора, разгул нелегальной торговли может быть результатом действий вполне определенного круга должностных лиц. Если их вина будет установлена, они понесут уголовную ответственность. Единственный, кто точно избежит наказания — бывший губернатор Дубровский. Эффективный менеджер, за 5 лет превративший ухоженный Челябинск в грязную, отсталую деревню. Как это произошло?

Кристина Виноградова, корреспондент: «Улицы и перекрестки города буквально заставлены палатками, киосками и ларьками. Когда проходишь по такому мини-рынку, кажется, что попал в 90-е. Железные будки, составленные лабиринтом, превратили Челябинск в рыночную столицу».

На протяжении нескольких лет бывший губернатор Дубровский обещал избавиться от незаконных киосков. Периодически чиновники устраивали показательные рейды демонтажа. Впрочем, столица Южного Урала по-прежнему напоминает базар-вокзал. Последний, кто возмутился ларьками с шаурмой на площади, стал Алексей Текслер. Уже на следующий день киоска не стало. Вместе с тем главный прокурор области Виталий Лопин доложил врио губернатору, что намерен проверить весь ларечный бизнес.

Виталий Лопин, прокурор Челябинской области: «Гарантирую, что я вынесу постановления, направлю их в правоохранительные органы для дачи уже процессуальной оценки действиям должностных лиц, которые должны были за этим следить. Если они совершают преступление, значит они должны нести за это уголовную ответственность».

Депутаты поясняют: бороться со стихийными рынками сложно — владельцы ставят киоски там, где хотят. При этом предприниматели намеренно уклоняются от ответственности и налогов. Единственный шанс спасти город от стихийных ларьков — принудительный демонтаж.

Александр Галкин, депутат Городской думы: «За последние пару лет увеличилась доля нелегальных. За счет их появления, в живую, — просто стали ставить киоски, — это складывается от чувства безнаказанности. Потому что люди понимают, что они сейчас простоят, им придут, скажут: «Мы вас снесем». Они переставят киоски».

Все инструменты по борьбе с нелегалами отдали службе демонтажа. Борис Дубровский декларировал избавить город от несанкционированных ларьков, депутаты несколько раз меняли нормативно-правовые документы. И вроде бы ситуация должна была измениться. Однако ларьков в городе меньше не стало.

Кристина Виноградова, корреспондент: «По данным Гордумы, в прошлом году с улиц города убрали порядка 700 незаконных строений. Вот та самая стоянка, куда привозят демонтированные ларьки и киоски, их здесь не более 50. Остается вопрос, куда делись остальные?»

Сейчас все незаконные ларьки демонтирует единственная фирма МКУ «Городская среда». Возглавляет ее депутат Советского райсовета Сергей Шумаков. Со слов предпринимателей, эта контора якобы и помогает легально существовать нелегалам. Торговцы утверждают, зачастую даже если твой ларек эвакуировали, всегда можно вернуться обратно, заплатив нужным людям.

Ирина Плещова, региональный координатор ассоциации малоформатной торговли по Челябинской области: «Их возвращают за деньги, это я знаю совершенно точно, это рассказывают все предприниматели, которые забирали оттуда. Мне называли от 50 до 150 тысяч, а предложение заключить договор без торгов поступает от МКУ «Городская среда». Для ларька — 500 тысяч, для павильона в 50 квадратов — миллион, и для павильонов в 100 квадратов — полтора миллиона».

Ирина Плещова защищает интересы представителей малого бизнеса в судах. Ситуацию с нелегальной торговлей объясняет тем, что законным способом зайти на рынок практически невозможно. Слишком много условий и ограничений. Именно поэтому большинство ларьков существуют на «птичьих правах». По словам предпринимателей, началось все с приходом Дубровского.

Ирина Плещова, региональный координатор ассоциации малоформатной торговли по Челябинской области: «Начался передел города. Передел серьезный, определенными заинтересованными группами лиц предпринимателей вместе с чиновниками магнитогорской группировки. Мы посчитали, в среднем предприниматель — еще по старым ставкам аренды — платит 200 тысяч в год. Посчитайте, сколько предпринимателей. Получается, почти миллиард теряет бюджет. И это никого не волнует, а определенная группа лиц, сращенная с чиновниками, просто зарабатывает».

Мелкие торговцы утверждают: эта схема начала работать с 2015 года. Через некоторое время УФАС уличило в незаконной торговле фирму МАУ «Культурные традиции». Руководил ей так же Сергей Шумаков. Тогда он проводил так называемые сезонные «ярмарки» народных промыслов, которые шли круглый год. Зачастую за ярмарками скрывалась несанкционированная торговля. Руководители фирмы собирали ту же плату с владельцев ларьков и киосков. После пристального внимания антимонопольной службы, «лавочку» пришлось прикрыть.

Наталья Сапрыкина, заместитель руководителя Челябинского УФАС: «Нами было выявлено нарушение в организации ярмарок, когда под видом ярмарок у нас фактически размещали нестационарные торговые объекты. По реализации товаров культурных, скажем культурного промысла и иных товаров народного творчества, управление культуры поручало это МАУ «Культурные традиции».

Сегодня депутат Шумаков руководит МКУ «Городская среда». Со слов предпринимателей, эта контора и определяет, какие ларьки считать незаконными. Чтобы проблем не возникало, нужно заключить договор с фирмой ООО «Бикар». Ей руководит друг Шумакова и его партнер по бизнесу Максим Колупаев. Компания оказывает услуги по уборке окружающей территории. Хотя основной вид деятельности фирмы, исходя из данных налоговой службы, – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Стоимость уборки — 20 тысяч рублей в месяц. Причем от услуг мало кто отказывается. Видимо, боятся последствий. Предприниматели опасаются, что ларек вместе с товаром будет доставлен на штрафстоянку. Впрочем, сам Сергей Шумаков такие сомнительные схемы отрицает.

Сергей Шумаков, директор МКУ «Городская среда»: «Я знаю Максима с детства, они занимаются параллельно этим бизнесом. Есть момент, аукцион, они в аукционах участвуют, я всех предпринимателей знаю. Я не компетентен здесь, чем он занимается я не знаю. — Есть предположение, что вы «крышуете» этот бизнес? — Нет, пускай проверяют силовые структуры в данный момент».

Теперь в запутанных схемах предстоит разобраться прокуратуре. Пока ясно одно — уличная торговля по-прежнему процветает и миллионы денег (в виде налогов, пенсионных отчислений) проходят мимо бюджета и попросту остаются в тени.

Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость