Как побороть бездорожье и заставить чиновников работать? Лайфхаки от юристов

Мы попросили адвоката изучить три реальные истории. Южноуральцы жаловались на убитые дороги в поселке под Челябинском, садовом товариществе и дворе на северо-западе. Андрей Воробьев подготовил советы для тех, кто решил заставить работать государственную машину на благо людей.
13 августа 2021 - 20:35

В редакцию обратился житель поселка Новый Кременкуль. Он годами добивается от администрации Сосновского района строительства небольшого участка дороги к домам, где проживают ветераны и инвалиды. Каждый раз чиновники ссылаются на отсутствие денег в бюджете.

Как реагировать на такие дежурные фразы? И как заставить чиновников реально работать, а не строчить отписки? За помощью обратились к адвокату Андрею Воробьеву.

В первую очередь необходимо разобраться, кому принадлежит дорога или проезд. Именно в зависимости от владельца и будет порядок решения проблемы. Поскольку именно на владельце лежит обязанность по надлежащему содержанию дорог и проездов, — рассказывает адвокат Воробьев.

Вопрос строительства дорог в муниципалитете хоть и маленьком, необходимо решать с привлечением органов прокуратуры. В случае если администрация постоянно уклоняется от их предписаний, требовать от прокуратуры обращение в суд порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса, то есть в защиту неопределенного круга лиц, а также привлечения виновных за ненадлежащее содержание дорог к административной ответственности, это же касается и дворов многоквартирных домов.

Составить и отправить обращение в прокуратуру можно онлайн, на сайте ведомства.

Тема убитых дорог в поселках, СНТ и дворах актуальна для жителей Челябинской области. Каждое третье обращение в нашу редакцию посвящено именно этой теме.

Разбитая дорога во дворе. Кто должен ремонтировать?

Тут не все так просто. Дворовые проезды могут быть как частью общего имущества, так и муниципальной собственностью, если участок земли не сформирован под многоквартирным домом, либо он не подпадает под правила о выделении земли под многоквартирными домами (Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Если проезд находится на муниципальной земле, то и отвечает за него администрация. Важно понимать критерии надлежащего состояния. И тут нам на помощь приходит ГОСТ Р 50597-2017, а именно п.п. 5.1.3. и п. 5.2.4. Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м, покрытие велосипедных дорожек — площадью более 0,06 м, а покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной более 15 см и глубиной более 5 см.

Если же дворовой проезд распложен на участке находящемся в долевой собственности, то и обязанность по его содержанию лежит на собственниках, а если быть точнее на ТСЖ или Управляющей организации обслуживающих соответствующий многоквартирный дом (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

В зависимости от принадлежности земли и принимаются соответствующие меры по решению проблемы. В первую очередь стоит обратиться к владельцу земли с требованием о приведении дорожного покрытия к требованиям законодательства. Обратиться письменно, указав адрес проблемы и свои данные для обратного ответа.

Очень часто люди считают, что, сказав дворнику о проблеме двора, они выполнили свою эту часть «обращения», но правильно обратиться именно письменно, чтобы было доказательство такого обращения. Если владелец земли не реагирует, то следующим шагом идет обращение в контрольно-надзорные органы, а именно для управляющих компаний и ТСЖ это Государственная жилищная инспекция, для муниципалитета это прокуратура.

Можно, конечно, обратиться и сразу в прокуратуру, но следует помнить, что, если вопрос находится в компетенции другого государственного органа, прокуратура просто перенаправит обращение, а это затянет сроки ответа и решения проблемы. Если же обращение в надзорные органы не помогло, то следующий шагом будет судебное принуждение владельцев дороги к исполнению своих обязанностей.

Жители СНТ под Челябинском весной и осенью не могут добраться до своих 6 соток. Дорога в межсезонье превращается в настоящее месиво. Неплохо было бы ее отсыпать, но кого просить?

История с садоводами принципиально от собственников квартир не отличается. Дороги в самом СНТ – это общая собственность СНТ, следовательно и их содержание тоже обязанность СНТ (ч.1 ст. 25 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.20217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») . Чуть сложнее дела обстоят с подъездными путями. За подъездные пути к СНТ отвечает местная администрация, если они оформлены в муниципальную собственность. Если же в муниципальную собственность они не сформированы, то решение вопроса ложиться на СНТ и его членов — считает Андрей Воробьев.

разбитые дороги

Фото: Адвокат Андрей Воробьев

Важно отметить, что ждать мгновенного решения вопроса не стоит.  Решение таких вопросов может длиться продолжительное время. Не стоит надеется, что проезды в малых населённых пунктах или СНТ обязательно заасфальтируют, вполне возможно будет организованно грунтовая дорога, отсыпанная щебнем. Но зачастую уже существенно решение проблемы.

Также не следует забывать, что если в результате нарушения правил содержания дорог и проездов Вам причинен ущерб, то Вы вправе потребовать с собственника дороги полного его возмещения.

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость