Будет ли стройка у Золотой горы? Городские власти проведут разъяснительную работу с населением

4 июля 2017 - 13:56

Городские власти проведут разъяснительную работу с населением по поводу застройки Золотой горы. Об этом распорядился губернатор Борис Дубровский. Несколько десятков жителей обратились к главе региона с просьбой пересмотреть градостроительный план. Согласно которому на месте братской могилы жертв политических репрессий должна появиться улица. Кто похоронен в расстрельной яме на самом деле?

Новый выставочный комплекс, плюс инфраструктура, плюс многолюдная улица. Еще один элитный жилой квартал должен появиться на месте этих пустующих земель. По крайней мере, по проекту. Ведь, по данным историков, в недрах так называемой Золотой горы покоиться больше 11-ти тысяч осужденных. На этом месте их расстреливали, а тела сбрасывали в опустевшие шахты. Об этом говорят раскопки исследователей и свидетельства очевидцев.

Анастасия Шкитина, корреспондент: «В нескольких сотнях метров отсюда находится поселок Шершни. Местные жители рассказывают, в конце 30-ых здесь было совсем не так тихо, как сейчас. По ночам раздавались человеческие крики и вой. Не всех убивали с первого выстрела. Людей оставляли умирать на глубине нескольких метров».

Раскопать удалось только одну шахту – и то, не полностью. Работы начались еще в 89-ом. Правда, до сих пор остались незаконченными. По словам историков, им попросту связывали руки, не давали глубоко копать. Вытащить удалось только 500 тел из верхних слоев.

Сергей Потапов, историк: «КГБ вообще здесь каждое утро приходило и снимало нас. Дескать, голубчики, режим сменится, мы вас возьмем и сюда же».

До сих пор тема репрессий на Южном Урале — настоящая тайна. По данным прокуратуры тех лет, здесь никого не убивали. А все погребенные погибли от холеры или еще какой эпидемии.

Сергей Потапов, историк: «В головах пулевые ранения. При холере всегда так бывает. В вещах у них находили предметы, которые свидетельствуют о том, что их даже не обыскивали».

Это карандаши, броши и даже карманные ножи. Впрочем, по словам археографов, такие находки говорят о том, что в недрах горы покоятся не только осужденные. Ведь до исполнения самого страшного приговора, жертвы репрессий обязательно были в заключении.

Галина Кибиткина, главный археограф: «Возможно, такое могло быть в 20-е, когда у нас не было уголовного кодекса. Но в 30-е никак такого быть не могло. Просто это надо знать».

Кто покоится в расстрельной яме на самом деле, не известно. Документов нет. История мнимых предателей коммунизма обрывается клочком бумаги в личном деле.

Галина Кибиткина, главный археограф: «Приговор приведен в исполнение, и на этих документах судьба человека для нас остается закрыта. Остальная часть дела – документы по реабилитации человека».

Половину дел до сих пор не рассекретили. Несмотря на это, тысячи человек приходят к братской могиле, как на кладбище своих родных. Раиса Ивановна о погибшем отце рассказывает всегда со слезами. Хотя на самом деле его не помнит. Когда инженера-строителя за предательство увезли на допрос, ей было всего полгода.

Раиса Комарова, дочь репрессированного: «Маме предложили собрать его носки и белье. И больше мы его не видели».

Что теперь станет со священным местом для тысячи южноуральцев – большой вопрос. Ведь границы кровавого погоста до сих пор не установлены. И вряд ли их можно точно отметить. Ведь пока нет достоверной информации даже о том, сколько шахт на Золотой горе. Городские власти рецепт межевания земель пока не раскрывают.

Анастасия Шкитина, корреспондент: «Сейчас проект застройки отправили на экспертизу. После его должны принять. Но вряд ли кто-то захочет жить в расстрельной яме».

Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость