Мы все – «солевые». Откровенно о том, чем посыпают наши дороги и можно ли обойтись без реагентов

В Челябинске вряд ли найдутся равнодушные к теме противогололедной уборке магистралей: одних волнует испорченная обувь, других - лапы животных, третьих - каша, которая разносится с проезжих частей по всему городу. Так ли опасна та самая пескосоляная смесь? Правда ли, что это самый дешевый и эффективный способ борьбы со снегом и наледью? И вообще, что не так с Челябинскими дорогами? На эти вопросы в программе «Личное мнение» ответил доцент кафедры градостроительства и преподаватель кафедры экологии и химической технологии ЮУрГУ Сергей Белов.
6 декабря 2019 - 13:00

Многие челябинцы считают, что наши дороги обрабатывают обычной пищевой солью. Это так?

Да. В основном экономят на использовании каких-то химических реактивов, а это — самый дешевый способ. Иногда бывают примеси других солей, но чаще всего поваренная соль.

Тогда если это соль, то мы знаем, что она белая или прозрачная, почему так грязно на дорогах? Эта жуткая чернота, эти черные сугробы.

Дело в том, что независимо от того, что мы применяем: белый порошок или даже какой-то цветной, основной фон загрязнения у нас — промышленные выбросы и машины. На дорогах, конечно же, автомобильные выхлопы и так далее, это все оседает,  и, независимо, какой цвет и какие реагенты, у нас все равно будут доминировать серые, темные тона.

То есть, чем бы мы ни обрабатывали — придорожная каша в любом случае будет грязной?

Да, естественно.


Идеальный вариант, когда проходят снегопады, постараться сразу, в течение часа-двух, как можно чище произвести уборку территории.


Выход, наверное, эту кашу вовремя убирать?

Конечно, идеальный вариант, когда проходят снегопады, постараться сразу, в течение часа-двух, как можно чище произвести уборку территории, в особенности больших дорог и второстепенных. Если будет мало снега, то не будет наледи образовываться, не будут образовываться корочки, которых очень боятся автолюбители, потому что на них происходит проскальзывание колес. Получается, что при температуре где-то -5 и ближе к нулю, если хорошо убрать, снег либо испарится, либо будет возгонка, то есть он перейдет из твердого в газообразное вещество.

То есть, если вообще ничем не обрабатывать дороги, а чистить их, то за счет выветривания и испарения дороги через какой-то период будут в прежнем состоянии?

Да, через несколько часов, даже если она будет сыроватая – ничего страшного. По крайней мере, никакой пробуксовки у машин не будет.

Очень многие водители жалуются на то, что после обработки дороги становятся еще более скользкими, чем до. Это солевой эффект или что-то еще примешивается?

Тут два факта. Если довольно холодная погода и слабо разведенная соль, то есть определенная температура замерзания. От -15 до -20 реагент ведет себя плохо, происходит затвердевание этой субстанции кашеобразной и корочки не исключены. Если же дорога находится там, где есть какие-то поверхностно активные вещества: порошки, мыло, какие-то реагенты, либо же на самой машине от мойки осталась пена, то их попадание, даже в небольшом количестве, делает поверхность скользкой.


Все солевые растворы являются очень реагентными. Это щелочь, довольно сильно активное вещество, в результате которого происходит та или иная степень повреждения через поры, через раны.


Помимо того, что использование соли делает город неряшливым, это, наверняка, таит в себе еще какую-то угрозу и для здоровья животных, и для растений.

Я считаю, что это очень опасно. Не только для человека, но и вообще, опасен любой контакт с кожей. Мы, люди, надеваем обувь, защищаем ступни. Ведь попадание реагента на кожу – довольно сильный химический ожог. Животные не защищены у нас, они переходят дорогу вместе с хозяевами или просто идут на тротуаре и в них это впитывается. А все солевые растворы являются очень реагентными. Это щелочь, довольно сильно активное вещество, в результате которого происходит та или иная степень повреждения через поры, через раны. Есть поговорка: «Не сыпь мне соль на рану», так и здесь. Тем более используется техническая соль, она является токсикантом.

Вот мы про собачьи лапы говорим, а для металла, для машин насколько опасно это воздействие солевое?

Тоже опасно.  Идеальный вариант, когда эти растворы имеют pH-нейтральную, с позиции химии, когда она близко к 7, как дистиллированная вода. А когда pH ниже 7 или выше 7, то химические растворы становятся очень сильными, агрессивными и начинают разъедать поверхность. В принципе, не исключена ускоренная коррозия материала.

После обработки соль куда девается?

Часть солевого реагента непосредственно после того, как его вылили, впиталась, а другая часть остается. Соль никуда не уходит.

А какая часть остается?

В зависимости от того, как убирали дороги, примерно 20-30%. Она проникает в трещины асфальта. Если погода довольно сухая, то будут солевые налеты. Если их очень много, то их поднимает ветер и соль постепенно развеивается по всему городу, добавляя к смогу еще какой-то эффект.


Раствор проникает в почву, грунт, протравливая этим близлежащие растительные посадки.


То есть мы этим дышим?

Да, естественно. Еще хочется добавить, что если среда влажная, дождик, например, то налеты размываются.  Раствор проникает в почву, грунт, протравливая этим близлежащие растительные посадки. Не мудрено, что у нас довольно много сухих деревьев не только из-за сильных морозов, а, может быть, из-за химических ожогов.

А щебень? Сейчас тротуары им посыпают. Недавно видела, как раз возле  ЮУрГУ весь газон ровным слоем щебня засыпан. Я даже не знаю что для растений опасней: песок, соль или щебень?

Дело в том, что щебень тоже является опасностью, если не мы не подготовим грамотно грунт. Чтобы обезопасить дерево ближе к корневой системе должен быть рыхлый грунт – это почва, песок, мелкая галька, должен быть защитный каркас. А потом уже, на расстоянии 20-30 сантиметров, можно засыпать щебенку. Она хотя бы позволит хорошо дышать, аэрировать растениям.

 Если не сыпать, то будут ДТП. Чем заменить соль?

Если посмотреть российский, международный опыт, то есть несколько разных подходов. Сейчас начинают использовать добавки биоразлагаемые.

Это у нас стране?

Да, у нас в стране, в Новосибирске, Санкт-Петербурге.

То есть города, где любят природу и любят людей?

Да, но там, во-первых, нужна определенная дозировка этого реагента, учитывая микроклимат каждого города, учитывая объем дорожных работ, конкретные погодные условия. То есть, нет одного универсального раствора, допустим, мы этот биоразлагаемый порошок насыпали, развели, и все, он поможет. Тут нужно экспериментировать под конкретный климат. Ну и он, соответственно, дороже, чем поверенная соль.

Сильно дороже? В 2 раза, в 10 раз?

Порядка 3-5 раз. Тут нужно взвесить: насколько это эффективно, поможет ли. Есть другой способ  — механический, то есть когда мы на асфальтовое покрытие наносим материал сыпучий: чаще используют крупный песок или мелкую гальку, битый камень, совсем меленький. Конечно, никакую щебенку мы не используем. Но тут возникает другой аспект: когда потепление, слой нужно убирать, потому что он накапливается, особенно на обочине. И когда машины стартуют, то цепляют колесами, все летит опять же в воздух на прохожих и соседние машины. Поэтому советуют раз в 2-3 дня чистить.

Если бы подрядчики пришли к вам на кафедру и сказали: «Мы хотим позаботиться о городе и о людях, мы хотим, чтобы газоны были зеленые, а деревья пышными», то вы бы могли как-то поучаствовать в этом процессе?

Считаю, что да, мы действительно можем проконсультировать, но совместно с другой кафедрой экологии и химических технологий. Мы дадим рекомендации, проведем экспертизу, чтобы все соотнести: насколько можно сыпучие ингредиенты использовать, насколько реагенты. Но, в первую очередь, нужно чище дороги убирать.

Полный выпуск программы «Личное мнение» можно посмотреть здесь.

Фото: 31tv.ru, Тимур Боташев

Если вы располагаете информацией по данной теме, звоните, присылайте фото и видео на почту редакции redaktor_31@mail.ru, в наши группы во «ВКонтакте», «Facebook» и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber по номеру +79227133131

Новости партнеров
Стали очевидцем события? Пришлите нам новость