Первая кровь. Решит ли «жертвоприношение» Скудры электоральные риски Текслера?

Поздним субботним вечером 2 ноября латвийский хоккейный тренер Петерис Скудра зашел в раздевалку «Трактора», объявил о двух выходных и назначил дату следующей тренировки. Только что его команда проиграла «Автомобилисту», это поражение стало девятым в двенадцати домашних матчах сезона. Но на послематчевой пресс-конференции Скудра заявил: «Провели хороший матч, много играли в атаке, много бросали. Ребята молодцы, для нашего молодого состава это очень хороший матч. Несмотря на то, что мы проиграли».
5 ноября 2019 - 12:00
Игорь Жуков

Скудра, Текслер, жертвоприношение

Челябинский клуб закончил первую часть чемпионата на предпоследнем месте востока по набранным очкам и последнем по потерянным, показывал унылый и слабый хоккей, работу организации сопровождал шлейф из скандалов и неадекватных действий, многие из которых были генерированы 46-летним специалистом. Отставки Скудры жаждали болельщики, но уходить он не собирался. Не собирался отправлять тренера в отставку и директор «Трактора» Борис Видгоф, который еще 30 октября считал, что это будет «несправедливо» и называл среди причин вот такую: «Одним из преимуществ 46-летнего латвийского наставника является его опыт игры за океаном. Это в нынешних реалиях неоспоримый плюс» (что?!).

Но уволить Скудру все-таки пришлось. Ситуация уже слишком очевидно рикошетила на губернатора области Алексея Текслера и требовала жертвоприношения – крайним сделали тренера. Все случилось ближе к полуночи. Скудре сообщили об увольнении по телефону.

В официальном заявлении было традиционно много «воды», откровенных нестыковок и традиционная мантра о Кубке Гагарина от Бориса Видгофа:

«По итогам 27 матчей «Трактор» находится вне зоны плей-офф. В связи с неудовлетворительными спортивными результатами, по требованию Президента клуба Алексея Текслера, главный тренер Петерис Скудра отправлен в отставку <…> «Трактор» – это болельщики Челябинска и всей Челябинской области, те, кто болеет за «Трактор» из других регионов России и даже из-за границы. Все они продолжают поддерживать команду даже в непростой ситуации. Сегодня на матче трибуны были заполнены до отказа. Наши болельщики заслуживают видеть победы, и «Трактор» уже сегодня обязан быть в зоне плей-офф. Наша цель не изменилась – это борьба за Кубок Гагарина, но для этого нужно набирать очки в каждом матче. Я, как генеральный директор «Трактора», беру на себя полную ответственность за принятое решение. Его поддержал президент клуба, губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер».

То есть, если бы не это «требование» Текслера, Скудра так и продолжал бы работать у Видгофа? И за какое решение берет на себя ответственность Видгоф? Какое решение поддержал Текслер? Зачем Видгоф приплел к разговору об увольнении болельщиков и заполненные благодаря сотням бесплатных билетов трибуны?!

Юрзинов, матрицы Видгофа, мифическая стратегия

Новым главным тренером «Трактора» стал 54-летний Владимир Юрзинов, сын известного советского хоккеиста и тренера Владимира Юрзинова. Младший начал тренерскую карьеру в Финляндии, где в девяностые работал его отец, в 29 лет. С финскими клубами он выиграл серебро юниорского и взрослого чемпионата страны, бронзу Континентального Кубка, играл в финале четырех Евролиги. C 2002 года – работает в России. В сезонах 2001/2002 и 2002/2003 входил в тренерскую команду чеха Владимира Вуйтека в «Локомотиве», который стал чемпионом. Кроме того, младший выиграл Высшую лигу с нижегородским «Торпедо» в 2007-м, с «Салаватом Юлаевым» дошел до финала восточной конференции в 2014-м, а в 2017-м вывел «Куньлунь» в плей-офф в дебютном сезоне китайского клуба в КХЛ. С сентября 2018-го (после увольнения из-за плохих результатов из «Сибири») был безработным.

Юрзинова часто увольняли, но у него неплохое резюме, его взгляды на хоккей и профессиональные процессы кардинально отличаются от взглядов Скудры, команда, скорее всего, вздохнет и успокоится. Но и отставку, и это назначение следует разбирать гораздо подробнее. Так как и то, и другое – следствия отсутствия хоть какой-либо системы в действиях топ-менеджмента «Трактора». Абсолютное отсутствие системы – как главная система.

Это ярко иллюстрирует история назначения нового главного тренера. В «Тракторе» просто не знали, что делать с кризисом и Скудрой. Согласно инсайдерской информации, за несколько дней до отставки стать главным тренером предложили Алексею Тертышному, ассистенту Скудры, который возглавлял «Трактор» после увольнения Германа Титова в прошлом сезоне. Но Тертышный отказался. А, собственно, назначение было очень спонтанным. Создалось устойчивое ощущение, что поздним вечером 2 ноября в «Тракторе» просто раскрутили барабан с фамилиями свободных тренеров – и повезло Юрзинову. PR-отдел клуба, как обычно, все проспал и Юрзинов в интервью проговорился, как все было: «Мне позвонили сразу после игры вечером и предложили возглавить «Трактор», я, не раздумывая, согласился, потому что люблю свою работу».

Ни одного комментария по поводу того, почему в Челябинске выбрали именно этого тренера и кто именно принимал решение, не последовало и вряд ли их можно дождаться в будущем.

В «Тракторе» в очередной раз продемонстрировали, что в клубе нет и никогда не существовало никакой стратегии развития. Она есть только в фантазии Бориса Видгофа и бессмысленных бесконечных выступлениях директора (а иногда – и других спикеров) в паблике, в которых бесконечно и бессмысленно перемалываются одно и то же: Кубок Гагарина, возвращение своих воспитанников, интерес ко всем челябинским хоккеистам, экономия, тяжелый дальневосточный выезд, травмы лидеров, необходимость поддержки со стороны болельщиков, вера, удача и просьбы подождать.

Никакого отношения к реальной работе все это не имеет.

Зона ответственности топ-менеджмента, Кубок Гагарина в разговорах, политика

История с отставкой Скудры и подписанием Юрзинова встала в один ряд с другими, случившимся уже при новом руководстве.

Двухнедельный выезд в сентябре, проблемы с въездом в Китай, смешные попытки перенести матчи из Шэньчжэня, попытки обменять/продать некоторых ведущих хоккеистов, пустые трибуны на домашних матчах, сотни бесплатных билетов, которые клуб распространяет в Челябинске, отвратительная репутация организации, плохой в силу низкого профессионального уровня офисной команды PR, попытки давление на журналистов, откровенная ошибка с главным тренером – все это зона прямой ответственности топ-менеджмента, к которому должны быть большие вопросы у губернатора и кураторов из Правительства области.

Фактчек свидетельствует, что модель управления Бориса Видгофа (за которой, как уже известно всем, стоят фигуры реально главного человека в клубе Олега Усачева и одного из самых влиятельных агентов России Юрия Николаева) совершенно не работает. «Трактор» сейчас – все так же больше политика и удобный инструмент для удовлетворения собственных амбиций и частных интересов, чем профессиональный спорт топ-уровня.

Хаотичное подписание Юрзинова с надеждой на то, что он изменит хоккей команды и попадет в плей-офф – закономерное следствие этой модели. Даже чудо и попадание в топ-8 восточной конференции не даст для развития «Трактора» совершенно ничего, так как в клубе отсутствует понимание того, что это развитие необходимо.

Сейчас все внимание руководителей клуба будет уделено сохранению своих постов и снижению репутационных рисков для губернатора. Хоккей, результаты, все вообще – лишь приложение к этим задачам.

Когда Алексей Текслер в апреле уволил из «Трактора» Ивана Сеничева и Евгения Губарева, казалось, что наступает новое время, что челябинский хоккей вступает в эпоху глобальных и позитивных перемен. Но не изменилось абсолютно ничего. Как и Борис Видгоф с 2010-го, когда он тоже руководил «Трактором», рассказывал об интересе к Славе Войнову и был убежден в больших победах.

Кубок Гагарина здесь по-прежнему – только в разговорах.

Подробнее о том, почему возвращение Виталия Кравцова в клуб не возродит «Трактор», читайте здесь.

Фото: 31tv.ru, Тимур Боташев, ХК Трактор

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость