Челябинские учёные нашли способ обезвредить ВИЧ

В проекте принимали участие российские, швейцарские, британские, американские и финские учёные. Международная команда обнаружила механизм, обезвреживающий молекулы вируса иммунодефицита.
4 октября 2019 - 16:21

Способ бороться с вирусом имуннодефицита человека найден. Об этом сообщает пресс-служба Южно-Уральского госуниверситета. Открытие этого механизма позволило обнаружить новые классы соединений в качестве противовирусных препаратов. Такие препараты могут применяться для лечения различных вирусных заболеваний, таких, как рак, ВИЧ и другие патологии.

Действие открытого механизма заключается в том, что противовирусное соединение, попадая в организм, способствует «изъятию» атома цинка из молекулы вируса, пояснил один из исследователей, доктор химических наук, профессор ЮУрГУ Олег Ракитин. Так происходит дезактивация вируса.

Это действие противовирусного препарата обнаружено впервые. Кроме того, исследователи нашли соединения, которые имеют высокую антивирусную активность, при этом не воздействуя на обычные клетки организма.

— Данная работа начата более 10 лет назад в Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского Российской Академии наук (ИОХ РАН) и продолжена в рамках созданной в 2015 г. совместной лаборатории Южно-Уральского Государственного Университета и ИОХ РАН, — рассказал корреспонденту 31tv.ru Олег Ракитин. — Суть её заключается в поиске новых соединений с высокой и разнообразной биологической активностью в синтезированных в совместной лаборатории оригинальных полисеразотистых гетероциклах. С самого начала наиболее перспективным направлением исследования нам казалось изучение противораковой активности данного класса соединений, однако неожиданно выяснилось, что такого рода соединения могут обладать также высокой и селективной активностью против вируса иммунодефицита кошек, который является ближайшим аналогом вируса иммунодефицита человека. На это и были направлены исследования последних лет.

Работы в данном направлении только начались, подчёркивает Ракитин, и панацеей препарат пока сложно назвать. Однако сейчас соединения исследует группа бразильских учёных, которые изучают, как «работает» препарат с распространенными там инфекциями, и пока нельзя исключить, что будут найдены ещё заболевания, на которые воздействует препарат.

— Пока интереса отечественных фармацевтических компаний к нашим разработкам не наблюдается. Что касается зарубежных фармацевтов, то, хотя всего мы не знаем, с их стороны наблюдается усиление давления на нас с целью получения как можно большего количества соединений от нас, как мы предполагаем, для выявления кандидатов на расширенные предклинические испытания, — добавляет учёный.

Отметим, пока идут испытания, челябинцы не останутся без квалифицированной медпомощи. В городе работает Областной Центр СПИДа по адресу:  Шуменская, 16. Там горожане и жители региона могут пройти тестирование на ВИЧ, а в случае положительного результата наблюдаться у специалистов и бесплатно получать препараты, которые позволяют ВИЧ-позитивным людям жить долго и качественно.

Фото: naked-science.ru