«Отвечает тот, кто ниже по званию». Экс-директор «Горэкоцентра» рассказал, как стал единственным фигурантом дела о мусорном коллапсе

К 2019 году страна должна была перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В Челябинске реформу, прежде всего, связывали с закрытием свалки и появлением более рационального алгоритма переработки мусора. На деле все обернулось переделом рынка и утонувшим в нечистотах городом. 
22 октября 2019 - 12:20
Анастасия Камсюк

Ни один чиновник ответственности так и не понес. Крайним сделали бывшего руководителя МУП «Горэкоцентр» Игоря Галичина. Против него было возбуждено и расследовано уголовное дело. Теперь Игорю Галичину грозит срок. Вместе с ним мы восстановили хронологию событий, предшествовавших мусорному коллапсу.

ХРОНОЛОГИЯ

Ноябрь 2017. За 10 месяцев до мусорного коллапса

В ноябре 2017 года Евгений Тефтелев по поручению Бориса Дубровского утвердил план по закрытию свалки в Металлургическом районе. В соответствии с ним, через год, не позднее 31 декабря 2018 года, мусоровозы должны были начать вывозить отходы на полигоны за пределами Челябинска. Полномочия МУП «Горэкоцентр» передавались региональному оператору, который обязался перезаключить договоры с перевозчиками по новому тарифу.

Игорь Галичин: Был выпущен план поэтапного закрытия городской свалки, некая «дорожная карта», в которой прописано, что МУП должен делать. Мы по этой «дорожной карте» отработали полностью, и никаких претензий в принципе быть не должно.

Игорь Галичин признается: его насторожило, что МУП «Горэкоцентр» не приглашали на совещаниях, где разрабатывался этот план.

Игорь Галичин: 25 лет предприятию, мы весь морфологический состав отходов знали, мы знали всю систему, всю логистику. При этом меня или наших специалистов ни разу, когда разрабатывалась «дорожная карта» для новых полигонов, нас ни разу ни на одно совещание не пригласили. Это удивительная вещь. Мы, конечно, передавали информацию, которую запрашивали, но цифры всегда нужно пояснять. Это как минимум меня насторожило. Мы могли бы спокойно быть под «ЦКС» оператором, который на челябинском кластере. Мы выполнили бы эту работу безо всяких проблем и подсказали бы, но в наших специалистах никто не нуждался.

Июнь 2018. За три месяца до мусорного коллапса

Игорь Галичин пишет первому заму главы города Юрию Параничеву, начальнику управления экологии и природопользования Евгению Крехтунову и председателю КУИЗО Сергею Чигинцеву письма. Он обращает их внимание на то, что до закрытия свалки остается всего полгода, а новый единый тариф на вывоз мусора не утвержден. Галичин просит чиновников разъяснить ему порядок действий и предупреждает, что перевозчики откажутся возить мусор на полигон в Полетаево: прежний тариф просто не покрывает расходов на бензин, зарплату и содержание техники. Тем не менее, часть мусора начинают отправлять в Сосновский район.

Август 2018. За месяц до мусорного коллапса

Галичин пишет новое письмо, теперь уже непосредственно главе города Евгению Тефтелеву. В нем он открыто говорит об опасности мусорного коллапса, если перевозчикам не компенсировать затраты на увеличившееся «плечо» вывоза отходов.

Игорь Галичин: Ситуацию, которая могла случиться, мы предвидели. Мы знали, что тот тариф был низкий, что перевозчики, с которыми были заключены договоры до 31 декабря 2018 года, в данной ситуации работать не станут. Потому что им просто не хватит денег доехать туда-обратно. Изменяются локации, изменяется вся структура. Для этого мы предпринимали ряд мер, чтобы ситуацию сгладить: нужны были дополнительные средства. Об этой ситуации мы проинформировали главу города. Нами было написано письмо, где мы перечислили, какие негативные последствия могут произойти.

Галичин отдельно указывает, что игнорирование ситуации может привести к возникновению множества стихийных и несанкционированных свалок, скоплению отходов на территории жилых районов города и, как следствие, к гигиеническим и санитарным проблемам.

Обратной связи от главы города директор МУП «Горэкоцентр» не получает.

Галичин начинает снова рассылать письма, в которых указывает на несоответствие устаревшего тарифа и нового маршрута на вывоз мусора. Из-за того, что отходы приходится возить в Полетаево, расходы перевозчиков увеличились втрое. Он вновь указывает на вероятность повального отказа компаний-перевозчиков выполнять свои обязательства.

Адресаты: Евгений Крехтунов и председатель комитета экономики Челябинска Александр Руденко.

В качестве временного решения проблемы Галичин предлагает на время переходного периода повысить тариф для населения.

Однако управления перекладывают ответственность друг на друга и отказываются как-то повлиять на ситуацию.

9 сентября 2018. За две недели до мусорного коллапса

Глава города Евгений Тефтелев нарушает подписанную им же «дорожную карту» и по указанию Дубровского закрывает свалку 9 сентября, в воскресенье вечером. Об этом решении Галичин узнает за день до того, как Евгений Тефтелев объявляет это официально.

Мусоровозы перестают пускать на свалку ЧМЗ. Перевозчики массово разрывают договоры, мотивируя значительными изменениями условий – расстояние до свалки на ЧМЗ разительно отличается от расстояния до полигона в Полетаево.

Игорь Галичин: Но самое главное в ситуации с закрытием свалки, то, что это случилось в сентябре, а все договора были заключены до конца года. То есть если бы свалка работала еще три месяца, о мусорном коллапсе вообще никто бы никогда не узнал. Если не было денег, не было возможностей поднять тариф, то три месяца, наверное, ничего бы не случилось. Свалка с 1949 года работала, уж за три месяца никакого негативного воздействия бы не приросло.

14 сентября 2018 года. За 9 дней до мусорного коллапса

Свалка не работает уже три дня, перевозчики отказываются возить мусор на другие полигоны, так как старый тариф больше не покрывает увеличившиеся транспортные расходы. Появляются единичные случаи невывоза мусора из контейнеров.

18 сентября 2018 года. За пять дней до мусорного коллапса

Галичина вынуждают заключить договор на вывоз мусора с будущим регоператором ООО «ЦКС». Компания добровольно берет на себя обязательства по вывозу отходов.

Игорь Галичин: Когда ситуация случилась, на совещании директор «ЦКС» сказал, что он все понимает, вся техника у него имеется, он все работы выполнит в срок и без всяких проблем. В результате был заключен договор на тех же условиях, ровно на тот же тариф, как у подрядчиков, которые работали в МУПе. Естественно, заключив такой договор, он принял на себя все обязательства. Но, увы, не смог справиться. Кто может быть виноват в данной ситуации? Наверное, те, кто подписал этот договор, сказал, что его выполнит. Мое мнение такое. Я же ограничен своим трудовым контрактом. Моя задача выполнять то, что мне предписано, ни больше, ни меньше. Я не могу увеличить тарифы, я не могу закрыть либо открыть свалку, я четко действую по своему контракту.

23 сентября 2018 года. Мусорный коллапс

Челябинск завален мусором. Баки переполнены.Теплая погода способствует распространению запахов и размножению насекомых и крыс. В городе вводится режим повышенной опасности.

Игорь Галичин: Мне кажется, эту ситуацию можно было бы обойти, нанять еще каких-то дополнительные силы, привлечь тех подрядчиков, которые были до этого, если им своих сил не хватало. Мне кажется, решения, которые не были приняты или были приняты в связи с закрытием свалки скоропалительно, могли быть более взвешены. Люди, которые непосредственно обладали большей полнотой власти, нежели я, могли бы принять другие решения.

СК по требованию прокурора Челябинской области Виталия Лопина возбуждает уголовное дело о халатности в отношении должностных лиц МУП «Горэкоцентр».

Параллельно прокуратура передает в Следственный комитет материалы для возбуждения уголовного дела о превышении должностных полномочий в отношении первого заместителя главы города Юрия Параничева. По мнению надзорного органа, он указал Галичину заключать все договоры с «ЦКС», а когда «ЦКС» с работой по ликвидации мусорного коллапса не справился, чиновник доложил главе Челябинска Евгению Тефтелеву о проблеме как о чрезвычайной ситуации.

Ликвидацией коллапса занимаются подрядчики, с которыми районные администрации заключают договоры напрямую. Их услуги обошлись бюджету в 9,5 млн рублей.

Позже следователи расценили действия Параничева как вынужденные экстренные меры. Дело возбуждать не стали.

24 сентября 2018 года

Игорь Галичин, уходит с поста директора МУП «Горэкоцентр».

На место главы предприятия назначен Дмитрий Никишин.

Прокуратура пригрозила главе Челябинска Евгению Тефтелеву возбуждением уголовного дела, если ситуация с вывозом мусора в городе не решится.

Октябрь 2018 года. Ликвидация мусорного коллапса

1 октября Евгений Тефтелев заявляет о ликвидации мусорного коллапса. Однако эта информация не соответствует реальному положению вещей. Мусор продолжает гнить в челябинских дворах еще несколько месяцев.

Возбуждено уголовное дело о мошенничестве со стороны перевозчиков, привлеченных властями к ликвидации мусорного коллапса после введения режима ЧС. Под прицел следствия попали сразу несколько компаний, завысивших объем вывезенных из города коммунальных отходов.

Лето 2019 года

Несмотря на активность правоохранителей в ситуации с коллапсом, Игорю Галичину единственному предъявляют обвинение по уголовному делу о халатности. По сути, Галичину вменяют в вину то, что он не приложил достаточных усилий, чтобы ликвидировать последствия непродуманных, некомпетентных, хаотичных действий Тефтелева и Дубровского. 9,5 миллионов бюджетных денег, бездарно потраченных Параничевым на ликвидацию ЧС, ложатся в основу обвинения.

Игорь Галичин: Есть некая обида за предприятие, за людей, с кем отработали большое количество времени. Они действительно ратовали за работу, которую выполняли, действительно были профессионалы. Насколько мне известно, большая часть просто потеряла работу и ушла в никуда. То, что касается меня непосредственно, моих обвинений — суд разберется. Ситуация очень однозначная и прозрачная. Надеюсь, что все претензии ко мне снимутся.

МУП «Горэкоцентр» находится в процедуре ликвидации.

Настоящее время

ООО «ЦКС» работает в Челябинском кластере уже почти год. За это время к регоператору скопилось немало претензий. «Центр коммунального сервиса» регулярно становится объектом проверок регионального управления ФАС России. Согласно договору, заключенному с Министерством экологии Челябинской области, «ЦКС» в статусе регионального оператора останется еще 9 лет – если не будет весомых причин для расторжения контракта. Сейчас компания работает себе в убыток. Их долг составляет 240 млн.

Несмотря на то, что подготовка к «мусорной реформе» длилась несколько лет, региональные власти не смогли ее полноценно реализовать. В Челябинской области не появилось ни современных мусоросжигательных заводов, ни предприятий по переработке ТБО. Мусорный полигон в Чишме, который должен был стать основным для Челябинского кластера, строить не будут. Все отходы — около 500 тысяч тонн в год — до сих пор свозят в Полетаево.

Чиновники, принимавшие решения, которые привели к мусорному коллапсу, покинули администрацию. В лучшем случае будут выступать на суде свидетелями. Последним с поста ушел Евгений Крехтунов. Обвинение в халатности предъявлено только Игорю Галичину. Материалы дела уже переданы в суд. Планируется, что первое заседание пройдет в конце ноября.

Тем временем антимонопольная служба дала свою оценку действиям чиновников во время мусорного коллапса. Челябинское УФАС признало сговор между правительством региона, городской администрацией, полигоном, минэкологии, ООО «ЦКС» и МУП «Горэкоцентр». По мнению руководителя антимонопольного ведомства Анны Козловой, ответственными лицами предпринимались действия для того чтобы создать преимущество отдельному хозяйствующему субъекту – «Центру коммунального сервиса». В том числе есть претензии к администрации, которая указала Галичину заключить договор с ООО «ЦКС». По итогам заседания возбуждено административное производство. Материалы дела будут переданы в правоохранительные органы.

Фото: 31tv.ru/ Тимур Боташев, znak.com

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость