Как никогда нельзя отвечать на вопрос ребенка? Педагог-новатор  рассказал о домашнем обучении и авторитарных учителях

Как вырастить успешного и счастливого ребенка? Какую часть при этом можно возложить на школу? И что делать, если воспитательные опыты ведут совсем не к тому  результату, на который мы рассчитываем? Рано или поздно эти вопросы возникают в голове у каждого любящего, заботливого родителя. Интервью с педагогом-новатором, доктором психологических наук, президентом международного центра гуманной педагогики – Паатой Амонашвили.
20 декабря 2019 - 10:00

Что такое гуманная педагогика и встречается ли она в современных школах?

В современных школах гуманная педагогика встречается, но редко. В основном встречается противоположность гуманной педагогики. Мы называем это авторитарным подходом

«Я сказал так!» Верно?

Да, верно. Различия авторитарного подхода от гуманно-личностного заключается именно в этом. Авторитарные учителя стремятся сделать так, чтобы детей принудить к учебе – заставить, накричать, поставить отметку. Гуманно-личностный подход подразумевает некое чудо, чтобы дети захотели быть в школе, учиться, делать домашнее задание и любили учителей. Это выглядит как фантастика но, тем не менее, у многих учителей это получается отлично

Мне, кажется, что современные родители школьников находятся в постоянном стрессе. Насколько это нормально и что с этим делать?

Я не могу сказать, что это нормально. Если понаблюдать  за выпускной группой детей в садике, то там почти все дети хотят пойти в школу. Все дети в августе хотят в первый класс. Выбирают  себе сумки, форму, принадлежности. И это стремление продолжается несколько недель. И уже в сентябре, октябре не хотят, и слышать про школу. Как такое чудо может произойти? Это встречается у авторитарных учителей, которые в первую очередь не думают о том, как влюбить в себя детей. Гуманно-личностный подход начинается именно с этого. Невозможно выстроить такие от сердца к сердцу отношения с детьми, если они страстно не любят учителя. В начальных классах это особенно важно, потому что для детей учитель становится не второй мамой, а даже иногда и первой мамой. И очень часто дети могут сказать «мам ты неправа, учительница так сказала». И поэтому нужно выстраивать отношения с детьми отношения на основе любви. На этом стоит вся гуманная педагогика.

Да, но у взрослого хотя бы есть выбор. А у ребенка получается, что нет.

Да, у ребенка нет выбора.

Мы же хотим, чтобы ребенок был счастлив в школе, ведь это 11 лет жизни.

Да это сложная ситуация. Многие родители прямо в безысходности от этого. Невозможно выбрать школу, где ребенок полюбит хотя бы одного, двух учителей. Этого достаточно. Необязательно любить всех. Вы же можете вспомнить наши с вами учебные годы. Был же хоть один любимый учитель в школе. Если был любимый учитель, то ради него  и ходил в школу.

Хорошо, предположим, родители отдают ребенка в первый класс и в какой то, момент понимают, что не угадали. Не получилось выбрать того учителя с которым ребенку было комфортно и радостно. Но дергать же из класса в класс — это тоже стресс. Как быть и что делать?

Это не вариант. Если мы решаемся перевести ребенка в другой класс или другую школу. То тогда ищем не саму школу – здание и методологию, а именно учителя. Того человека, особенно в начальных классах, где учителю удалось влюбить в себя детей.

А каким образом? Ну, кроме сарафанного радио.

Это очень сложная задача. Сталкиваясь с ней, многие родители выбирают другой путь. Путь домашнего образования. Когда  объединяются несколько семей, образуют свой небольшой класс и приглашают учителя. И в этом случае учитель ответственен перед родителями. Тогда родители могут требовать конкретно «сделай, так чтобы мой ребенок в тебя влюбился». Но этот альтернативный выход  лишь от отчаяния. Многие родители еще находят способ — покупают учителям курсы, семинары, тренинги, как-то задабривают.

Но учителя это воспримут как подарок, скорее всего.

Там, где учитель не стремится к развитию, насильственного образования не получится. Я не говорю что  авторитарные отношения плохие, но эта форма общения с детьми, где дети меньше мотивированы. И сложно мотивировать ребенка насильственно,  а  авторитарная форма это и ищет. И поэтому детям не хочется там находиться, а хочется убежать. Есть же школы, где это получается, где дети ощущают радость. Это не фантастика. Немало таких школ.


Каждому ребенку необходим как минимум один любимый  учитель.


Может, лучше нанять ребенку репетитора, которого бы ребенок любил. Но не в школе, а дома. Это вариант?

Вариант. Каждому ребенку необходим как минимум один любимый  учитель. Вот как говорит один из классиков Януш Корчак – «ребенку нужно считать, что ребенок предан ему. И если я, как ребенок, ощущаю, что ребенок предан ему он, конечно, становится моим лучшим другом. С ним можно делить секреты. Да все что хочешь можно обсуждать. И он уже просто мотивирует своими чувствами». Для любимого человека мы же сделаем все, что угодно, верно? То же самое и с детьми. Для любимого учителя он сделает многое.

В школе в большинстве классов авторитарный метод воспитания?

Я вас понял. Давайте проведем аналогию. Если бы кто-то постоянно стоял надо мной выше и сильнее меня и насильственными способами направлял меня, я бы подчинялся из безвыходности. Но как только «сила» куда-то уходит, я, конечно, начинаю внутренне радоваться  и радуясь свободе начинаю делать  не то, что меня заставляли делать. Поэтому в гуманном подходе мы стремимся создать такую среду, в которой он был бы мотивирован. И этому мы с многими родителями учимся, учимся, учимся. Для этого я и сюда приехал.

Сегодня очень популярен метод отбирания и выдачи гаджета. Учишься хорошо – получаешь час любимой компьютерной игры или любимый телефон. Учишься плохо – забираем.

Педагогика не имеет никаких запретов. Все зависит от наших воспитательных целей. И если у нас нет выхода, то наказать ребенка или наградить каким-то образом это внешние, авторитарные методы. У гуманного подхода совсем иной доход. Вы знаете, какие мы ищем способы? Что бы ребенок сам убрал гаджет и сел за то, что ему интересно. А дети рождаются с познавательным интересом, который развивается уже в два-три года.


Знаете, какие самые популярные ответы на вопросы ребенка? «Папа тебе объяснит», «вырастешь – узнаешь».


А потом гаснет в школе.

А кто его гасит? Не мы ли случайно? Тысячу вопросов задает ребенок в 3-4 года. И как мы на них отвечаем? Знаете, какие самые популярные ответы на вопросы ребенка? «Папа тебе объяснит», «вырастешь – узнаешь». И кто после этого гасит интерес ребенка? Когда познавательный интерес не угасает в ребенке, он уже этим сильно мотивирован внутренне. Эти способы мы и ищем,  как сделать так, чтобы познавательный интерес прямо тянул ребенка, и его развитие состоялось лучшим образом

Если ребенок уже в подростковом возрасте и родителям, очевидно, что они уже дров наломали, уже что-то пошло не так, то никогда не поздно исправить или есть черта, которую если и перешли, то уже поздно?

Поздно никогда не бывает. В гуманной педагогике законов нет. Всегда можно  осознать ошибки и попросить прощения за то, что мы не то творили с ними во время воспитания. И выйти на новый уровень отношений равных. Это нужно подросткам. Им нужно понимать, что они принимают решения в семейных вопросах. Понимают, что они будут распоряжаться своей судьбой. И это чувство необходимо им как нас вами воздухом дышать. Там где этого чувства нет, появляется надпись на дверях – «сюда входить нельзя».

Фото: justmedia.ru

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость