«Руссо туристо»: как избежать юридических проблем перед путешествием

Лето - это время отпусков. Россияне начинают готовиться к отдыху по-разному: кто-то планирует его за полгода, а кто-то покупает тур за несколько дней до отлета. Но проблемы у туристов обычно одинаковые. Например, как вернуть деньги за не состоявший отпуск? Положен ли возврат средств за тур, который не соответствовал ожиданиям? И можно ли защитить свои права за границей? Эти вопросы волнуют многих южноуральцев в летний период времени, когда начинаются сборы в путешествие. Разобраться в ситуации помогут 31tv.ru, адвокатская палата Челябинской области и ее адвокат Анна Кудряшова. Каждую неделю вместе мы даем советы тем, кто столкнулся с правовыми трудностями.
3 августа 2020 - 18:42
Дарья Судакова

Что делать, если путешествие за границу или по России не состоялось? Как осуществить возврат денежных средств за путевку?

Правоотношения между туроператором, турагентом и туристом регулируются ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

— Если поездка не состоялась по независящим от туриста причинам (например болезнь, в том числе тест на ковид оказался положительным, отказ в выдаче визы и т.п.) возврат уплаченных денежных средств происходит путем расторжения договора с туроператором без каких-либо уплат штрафных санкций. В этом случае необходимо доказать наличие таких существенных изменений. Например, справками о болезни или отказом в выдаче визы. Если туроператор разорился и не может выполнить взятых на себя условий, то за денежными средствами туристу необходимо обращаться к страховщику, у которого застрахована деятельность туроператора. Также можно обратится к гаранту, кем выдана банковская гарантия деятельности туроператора.

Для возмещения убытков туристов существует специальный фонд персональной ответственности туроператора. А возврат внесенной клиентом предоплаты и выплата компенсации за убытки, понесенные клиентом по вине турфирмы, происходит в том же порядке.

— Здесь необходимо обратить внимание на то, что претензию туроператору необходимо подать в течение 20 дней с момента окончания тура. Претензия подлежит рассмотрению туроператором в течение 10 дней (ст. 10 ФЗ» Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Важно этот срок не пропустить. В противном случае при дальнейшем обращении с иском в его удовлетворении может быть отказано.

Что делать, если тур состоялся, но не соответствовал заявленному? Полагается ли возврат денег за предоставление услуг, которые не соответствовали нормам договора?

В соответствии ст. 10 ФЗ» Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор должен содержать существенную информацию (условия), содержащуюся в заявке тура.

— Приказом Минэкономразвития России от 19.03.2019 N 135 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком» регламентировано содержание заявки на тур, где должны быть указаны все данные о туре. В том числе срок тура, даты, время выезда, номер рейса, место проживания — отель, порядок питания, категория, вид транспорта трансфера, класс обслуживания на рейсе самолета, категория номера, тип размещения в номере, категория питания, данные о туристах, документы, удостоверяющие личность.

В случае нарушение условий тура турист имеет право на расторжение или изменение договора. То есть, если вы приехали на отдых, а заявленные условия не выполняются, необходимо требовать выполнения всех заявленных в договоре условий. В том числе путем его изменения.

— Такое изменение договора может выражаться, в том числе, в переселении в другой номер или в другой отель без какой-либо доплаты. Так же по окончании тура возможно возмещение убытков, понесенных туристом по причине изменения условий тура. Возмещение убытков может быть произведено путем снижения стоимости тура. К примеру, изменилось время вылета самолета, что повлияло на общее время отдыха в сторону его уменьшения и какие-то услуги, проживание в отеле, питание, экскурсии, туристом не были получены.

Как происходит защита интересов клиента, попавшего в сложную ситуацию за пределами России?

За пределами России полную ответственность за туриста несет туроператор. Он должен предоставить безопасные услуги туристам, полное иформационное круглосуточное сопровождение, а также медицинскую страховку.

— В соответствии со ст. 14 Закона под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Вся информация о действиях туриста при возникновении сложных ситуаций должна быть донесена туроператором, турагентом до туриста.

— В соответствии со ст. 10 ФЗ №-132 при заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме: о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений; о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья (опасности причинения вреда их имуществу), турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

— В этом случае денежные средства, уплаченные за тур, возвращаются туристу в размере, соразмерно потребленным услугам. В соответствии со ст. 15 Закона в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания. Но и в этом случае все информационное сопровождение осуществляется туроператором через горячую линию.

Фото: Wallpaper-img.com  

Если вы располагаете информацией по данной теме, звоните, присылайте фото и видео на почту редакции redaktor_31@mail.ru, в наши группы во «ВКонтакте», «Facebook» и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber по номеру +79227133131

Новости партнеров
агрегатор новостей 24—ћ»
все новости
Стали очевидцем события? Пришлите нам новость