На один из самых известных ювелирных заводов страны каждый месяц отправляют 300 килограммов кыштымского серебра
Иван Наконечный, заместитель начальника медеплавильного цеха: «Мы между собой называем их чушками, эти чушки мы грузим в печь для расплавления».
Неприглядные с виду слитки в Кыштым привозят из Карабаша. За темной наружностью скрывается богатство: медь и драгоценные металлы. Чтобы извлечь все это, сначала чушки загружают в печь. При температуре более, чем в 1000 градусов, их плавят. Чушки проходят процесс окисления и становятся чище. Расплавленный металл затем разливают на аноды. Новые слитки везут в цех электролиза. На 15 суток аноды погружают в ванны со слабым раствором серной кислоты.
Евгений Самсонов, главный технолог цеха электролиза: «Анод медный растворяется. Медь переходит на катод — на матрицу нержавеющую уже в чистом виде. 99,9%. На дне остается шлам, похожий на черную грязь. Там как раз есть золото, серебро — все драгметаллы».
Шлам отправляют в самый охраняемый цех предприятия. На так называемом аффинаже из примесей, содержавшихся в медных слитках, извлекают драгметаллы. Получаются, к примеру, вот такие серебряные кристаллы. Их плавят.
«И производим дальнейший слив в специальный капельник, из этого капельника расплав попадает в гранулятор, происходит грануляция серебра»
После просушки на серебре ставят пробу — 4 девятки. Кыштымские гранулы пользуются спросом у ювелиров. Большую партию драгоценного металла увозят в край Деда Мороза — Великий Устюг. Здесь есть уникальное предприятие. Ювелиры владеют старинной техникой чернения. Они изготавливают серебряные чарки, ложки, браслеты и кольца с тоненькими черными и золотистыми узорами. Прежде, чем превратиться в украшение или столовый прибор, гранулы из Кыштыма вновь проходят процесс плавки. К серебру добавляют медь, таким образом снижая пробу — с четырех девяток до 925.
Сергей Калининский, плавильщик металла и сплавов: «Получается сплав чистого серебра и меди. Иначе из чистого серебра ничего не получить, пластичное, как пластилин, обработать его невозможно, поэтому для изделий абсолютно чистое серебро не идет».
Из нового сплава формируют слитки. Их затем вальцуют, раскатывают, из получившихся пластин вырезают основу для ложек, кувшинов, браслетов и сережек. Некоторые изделия состоят из нескольких фрагментов, их спаивают. Затем наносят гравировку — это основа для будущих узоров. По сути углубление в металле. Его заполняют чернью. В составе тоже есть серебро.
Людмила Амардинская, чернильщик: «У нас есть специально обученные, которые варят чернь. Наносится чернь, расплавляется, поверхность такая черная снимается, получается такой рисунок».
За счет того, что в составе черни есть серебро, рисунок ложится на века. Изделие затем полируют, чтобы узор не отличался по уровню. Изготовление каждого предмета — труд многих людей. На работу уходится в среднем от полутора недель до месяца. Бывают еще более сложные заказы. Местный рекорд — это гигантский серебряный самовар, на изготовление которого ушел почти год. С началом пандемии ювелирам пришлось подстраиваться под новые реалии.
Василий Летовальцев, начальник производства: «Пандемия, конечно, подкосила ювелирную промышленность, все заводы пострадали. Всегда покупатели делились на три класса. Кто-то покупал самую дорогую продукцию, кто-то среднего класса, кто-то дешевую. Сейчас два класса: покупают либо дешевое, либо очень дорогое. Среднего класса почти не осталось».
Покупают в основном ложки, вилки, щипцы, лопатки. Ювелиры, соответственно, стали больше внимания уделять посуде. Создают новые модели и узоры, расширяют географию. Экономить на основном материале — серебре — ювелиры не собираются. Гранулы, которые привозят из Кыштыма, устраивают их на сто процентов. Ведь южноуральское серебро пластичное, не темнеет и не трескается.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru