Ковидный 2020-й. Как Южный Урал жил во время пандемии, локдауна, массовой безработицы
Дмитрий Бочко, корреспондент: «2020-й год заставил южноуральцев выучить новые слова. Челябинцы на себе ощутили, что такое пандемия, локданун и массовая безработица. Изучение новых слов сложнее всего пришлось официально бедным. Таких — 13,5%. На данный момент почти полмиллиона южноуральцев живут практически в нищете».
Еще одно слово, которое пришлось выучить южноуральцам, COVID-19. Китайская пневмония кардинально изменила жизнь в стране и регионе. Студенты и школьники осваивали домашнее обучение. Южноуральцы постарше оборудовали в квартирах офисы. Заболевшие экзотическим на тот момент ковидом пытались попасть ко врачу. Уже в марте ситуация практически вышла из под контроля. Больных стало так много, что в некоторых больницах пациентов клали прямо в коридорах. А чтобы попасть на прием в поликлинику люди с температурой занимали очередь ночью.
Пациентка в больнице в очереди: «Только что мне поставили диагноз двустороннее воспаление легких, я сижу третий час здесь, с полдевятого, у меня температура 39,3! Еще передо мной человек 20, это точно».
Гигантские очереди выстраивались и в службах занятости. После массовых сокращений и увеличения пособий, тысячи южноуральцев ежедневно пытались встать на биржу труда. Сотрудники ведомства не справлялись. В октябре область поставила антирекорд — 92 тысячи безработных. В поселке Магнитка и вовсе решили законсервировать местное предприятие. По словам работников, их вынуждали написать заявления по собственному желанию. Компенсацию получили лишь единицы из нескольких сотен сотрудников.
— Скорее всего, мы останемся без денег, что нас уволят просто так.
— И они просто кидают народ! Хоть бы кинули-то достойно!
— Худо-бедно люди держат какие-то огороды, скотину, вот этим и живут.
Огороды до сих пор спасают южноуральцев. Цены на продукты существенно подскочили. Стоимость сахара, по информации генпрокуратуры, увеличилась на 70%. Личный бюджет южноуральцев разваливался. После оплаты коммуналки и питания денег совсем е остается.
— И сахар, и масло, да, все продукты.
— А пенсионерам как жить? На 12 тысяч посадили бы хотя бы одного министра.
Вот только министры такой вызов не приняли. Челябинские заводчане поставили социальный эксперимент. Металлурги и машиностроители месяц пытались прожить на МРОТ.В итоге из 14 участников до конца смогли дотянуть только четверо. Причем все без исключения жаловались на упадок сил, усталость и болезненное состояние. После такого урока выживания, заводчане настоятельно советуют всем чиновникам попробовать себя в роли подопытных.
— Я хотел бы, чтобы депутаты вникли, какие законы они принимают.
— «Обязать всех чиновников министерства труда прожить на одну зарплату хотя бы месяц».
— Антон Олегович, вы с нами?
К концу года чиновники по традиции пытаются успокоить. С ценами вопрос решится, в 2021-м жизнь обязательно наладится. Зарплата вырастет и бедных станет меньше. Эксперты уверены, год Крысы стал настоящим «черным лебедем» для экономики. И улетит он совсем не скоро.
Сергей Гордеев, руководитель Центра Института экономики УрО РАН: «Мы сталкиваемся с непрогнозируемым явлением. Все-таки коронавирус по всем своим проявлениям — это „черный лебедь“. Идет фактор непредсказуемости. И желаем мы того или нет, а 5-10% дохода у нас будет. Это реальность. Мы ее видим везде».
Экономисты уверены, на восстановление экономики уйдет не один год. В это время цены на продукты, тарифы ЖКХ продолжат расти, чего не скажешь о зарплатах. Впрочем, даже после таких пессимистичных прогнозов южноуральцы продолжают верить в новогоднее чудо и надеются, что год металлического Быка будет более спокойным.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru