Здесь были Аргази… Главный резервуар Южного Урала на грани обмеления
Такого не было с 70-х годов. До мертвого уровня воды в Аргазях — это отметка, на которой из резервуара уже ничего и никуда не потечет. Для Аргазей это чуть меньше 269 метров над уровнем Балтийского моря. На конец апреля отметка поверхности водохранилища составляла 269 метров и 70 сантиметров. Это на пять метров ниже нормы.
— Нормальный уровень Аргазинского водохранилища хорошо видно: вот камни сточенные волнами, на них даже песок еще есть. Сейчас я бы шел по пояс или по грудь в воде. Но можно идти все дальше и дальше — спускаться по камням. И вот только сейчас появляются остатки водорослей. Это наверное, осталось с прошлого — позапрошлого года. Запах еще сохранился. И даже с тех пор вода ушла вниз еще на метр-полтора — настолько сильно обмеление.
Вся вода уходит в Шершневское водохранилище. Для «Центррегионводхоза», организации, которая отвечает за эксплуатацию каскада Аргази-Шершни — это приоритет. Оно и понятно: на кону водоснабжение мегаполиса. Ну и еще Копейска, коркино и Еманжелинска. А естественное наполнение водоемов в очередной раз подкачало.
Ирина Попова, заместитель начальника челябинского гидрометцентра: Очень малая водность была в миассе. На конец паводка — около 50%. То есть половина. В этом году зимой и осадков вроде было много, но из-за того, что резко потеплело, вода практически вся испарилась. Она не попала ни в озера, ни в почву.
К концу мая уровень воды в Шершнях удалось поднять примерно на 80 сантиметров, о чем в минэкологии поспешили отчитаться. Перед этим водосброс с Аргазей доходил до 10 кубометров в секунду. Но сейчас основные шлюзы на Аргазинском гидроузле закрыты. При этом запасных вариантов для каскада жизненноважных водохранилищ нет.
— Раньше Аргазинскому водохранилищу помогало озеро Увильды. Вот через этот канал вода шла оттуда прямо до водохранилища. Но это гидросооружение не действует больше 40 лет. Да и сами Увильды в не очень хорошем состоянии. Вода и в этом озере ушла более чем на пол метра, что вызывает серьезные опасения у местных жителей и отдыхающих.
Так же озеро Увильды рассматривали как альтернативную трассу переброски воды из Долгобродского канала. Вообще, Долгобродка — объект легендарный. И варианты стройки были разные. В том числе и безо всяких насосов — самотеком. Но проект посчитали слишком дорогим — нужно было около 17 километров прокладывать под землей на глубине до 40 метров. Потом построили бетонный желоб и даже сдали его. Правда быстро выяснилось, что качество стройки из рук вон плохое.
Валерий Жмакин, бывший главный конструктор отдела водного хозяйства института ГИПРОМЕЗ: Пытались испытать вообще в самом начале. Как только Долгобродка — водохранилище заполнилось. Сама трасса была до Увильдов уже доведена. И когда дали воду, то оказалось: из того количества воды, которое дали, грубо говоря 30% пропали. Не пришло просто-напросто.
Кстати и в нынешнем варианте значительная часть Долгобродского канала проходит именно в старом бетонном желобе. Перестроили только нижнюю часть. И пафосно отчитались о завершении проекта 3 года назад. Но с тех пор канал ни разу не включали. Расходы на эксплуатацию и электричество делают работу канала и воду из него просто золотой. Так что этот вариант на самый крайний случай.
— А это и есть тот самый Долгобродский канал. Сейчас в нем воды хватит — разве что руки помыть да умыться. Это в основном дренаж с окрестных речушек и болот. А само русло канала заросло бурьяном и кустами в человеческий рост.
Впрочем, примерно так же было и 33 года назад. Все понимали, что в постоянном режиме канал работать не сможет. Все понимали, что исполнение далеко от оптимального. Русло канала зарастало кустами и деревьями, а ответственные лица продолжали составлять бодрые отчеты. И уверять что канал способен выйти на проектную мощность.
Валерий Жмакин, бывший главный конструктор отдела водного хозяйства института ГИПРОМЕЗ: Ведь рассчитывалось, что из Долгобродки будет подаваться 4,1 кубометров воды в секунду. Опять же проектом предполагалось, что сброс будет практически постоянный. Только для профилактических ремонтов будет останавливаться трасса.
Какая реальная пропускная способность Долгобродки — не известно. Единственный тестовый запуск был скорее для демонстрации, а не для инженерных испытаний. Ну а проблема, которая возникла пол века назад никуда не делась. Миллионный Челябинск потребляет с каждым годом все больше воды. Город растет, растут поселки в Сосновском районе. Предприятия забирают воду. Но, как всегда: спасти гидросистему от срыва в критический режим может только природа.
Ирина Попова, заместитель начальника челябинского гидрометцентра: В 70-х годах, когда маловодье закончилось, буквально за 2 года восстановилось все. Все вошло в норму. Наши специалисты считают, что если мы имеем дело с семилетнем циклом, то в этом году мы прошли минимум. И, конечно, мы все надеемся, что со следующего года начнется подъем.
Правда давать точные прогнозы синоптики все же не решаются. А некоторые пессимистично настроенные ученые говорят о продолжении засушливых сезонов до 29 года. Осторожные предварительные выводы можно будет делать к концу лета. Показательными будут конец июля и август — именно в эти месяцы обычно наступает южноуральский сезон дождей.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru