«Не хватает кадров». Специалисты рассказали об успехах и сложностях маршрутизации детей с аутизмом
В Челябинске прошло рабочее совещание по вопросу формирования в регионе жизненного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра. На мероприятии собрались педиатры, заведующие поликлиниками, детские психологи и психиатры со всей области. Совещание провели в центре помощи детям «Звездный дождь». Специалисты этой организации участвовали в разработке маршрута.
По словам первого вице-губернатора Ирины Гехт, сейчас в области на учете стоят порядка 1,2 тыс. детей с аутизмом.
Специалисты установили, что малыши, которым диагноз был поставлен в раннем возрасте, добиваются больше успехов в улучшении социальных навыков. Чтобы определить, есть ли у ребенка аутизм, необходимо проводить тестирования. Южноуральским педиатрам посоветовали направлять всех детей в возрасте от 16 до 30 месяцев на скрининговый тест M-CHAT-R. Он позволяет определить риск аутизма у ребенка.
— Это важно, мы направляли эти анкеты во все наши поликлиники, но не все это делают и не всем детям. Это необходимо, только тогда мы получим адекватную статистику. Есть одна анкета, по которой мы все сейчас будем работать. О других анкетах прошу забыть, — обратилась к медикам Ирина Гехт.
Если по итогам тестирования будет выявлен высокий или средний риск, необходимо пройти диагностику у специалиста ADOS-2. Сейчас ее проводят в четырех центрах региона. Три из них расположены в Челябинске — общественная организация «Звездный дождь», детская поликлиника № 8 и областная больница. Если второе тестирование подтвердит высокий или средний риск развития аутизма, ребенка направят на прием к врачу сурдологу или ЛОРу.
— Задача — выявить риски до трех лет и направить ребенка в программу ранней помощи. Планируем в следующем году расширить систему ранней помощи до 100 человек. Сегодня мы имеем выстроенную систему, с какой точки и куда отправлять ребенка, чтобы как можно раньше поставить диагноз и оказать специализированную поддержку и помощь, — констатировала Ирина Гехт.
Для детей с аутизмом создают специальные группы в детсадах. В Челябинске работает пять таких дошкольных учреждений. Специализированные группы планируют открывать и в детсадах других городов области. Для детей старшего возраста в школах открывают ресурсные классы. Для выпускников в регионе действует программа сопровождаемого проживания.
Родителей просят не верить специалистам, которые обещают вылечить аутизм.
— Не могу не сказать про агрессивную рекламу, которая есть в частных медицинских центрах. Там говорят «вылечим аутизм», применяют непонятные технологии, которые усугубляют состояние ребенка. Здесь важна просветительская работа с родителями. Наша задача создать бесплатную систему помощи детям с аутизмом, — резюмировала первый вице-губернатор.
Раннюю помощь могут получить дети, у которых еще не поставлен диагноз, но есть высокий риск, отметила руководитель центра «Звездный дождь» Елена Жернова.
— Для родителей и родственников проводим семинары, где они могут послушать лекции, получить задания. Есть индивидуальные общеразвивающие занятия, когда специалист работает с ребенком один на один. Все результаты фиксируются. Есть занятия по коммуникации, игровой деятельности, физической культуре. Мы учим соблюдать очередь, двигаться по расписанию, — отметила она.
Одна из главных проблем, которая сейчас наблюдается в этой сфере, — нехватка кадров.
Сейчас в центре всего 24 места для ранней помощи. Технические возможности позволяют принимать 30 детей, но для этого не хватает работников.
— Мы ждем, что 100 мест ранней помощи откроются. Мы знаем, что это непросто. Это вопрос не только финансирования, но и кадров, которые могут работать по этой программе. У нас 47 человек работает в центре. Этого мало, — подчеркнула Елена Жернова.
Для решения кадрового вопроса специалисты центра проводят специальные курсы в ЧелГУ. В будущем занятия хотят проводить также для учащихся педагогических и медицинских вузов.
— Кадры — большая проблема. Выгоревшие педиатры или воспитатели — это проблема. Люди закончили спецвуз, а идти работать в педагоги не хотят, а нам надо, чтобы они были. Если бы в вузах были курсы, где можно было бы побольше узнать про аутизм, прийти на практику и посмотреть, у нас была бы возможность получать готовых специалистов, — считает Елена Жернова.
За время работы центра помощь получил 71 ребенок. Мировая статистика говорит о том, что ранняя помощь повышает вероятность того, что ребенок начнет говорить. Так, навыком речи овладевают лишь 25% тех, кто не пользовался услугами специалистов. При этом среди тех, кто получал раннюю помощь, этот показатель значительно выше — 75%.
На примере двух детей директор центра показала, как важна ранняя помощь.
Так, ребенок по имени Сережа попал в программу в возрасте 1 года и 10 месяцев, а Ваня — в 3 года и 5 месяцев. Оба ребенка были в программе 1,5 года. Сережа научился говорить и ходит в общеобразовательный детский сад.
— Аутизм никуда не делся, но он настолько не проявляется, что ребенок может ходить в обычный детский сад. В перспективе понимаем, что Сережа сможет ходить в обычную школу. Для Вани доступна только коррекционная школа или семейное обучение, — рассказала Елена Жернова.
Сейчас основная задача, которая стоит перед медиками и чиновниками, — наладить систему маршрутизации детей с аутизмом, выявить недостатки и доработать программу.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru