Война вместо детства. 93-летняя челябинка не может получить льготы по статусу «Дети войны»

Над головой летели пули, а от бомбежек прятались в убежище. Это не солдатские будни, а жизнь многих детей во время Великой Отечественной Войны. Среди них и Надежда Макарских, жительница Челябинска. В 40-х она была в Смоленске под оккупацией. Сейчас ей 93 года, но ужасы войны она помнит до сих пор.
9 апреля 2025 - 18:46
Марина Митрофанова, Сергей Олейник

Надежда Макарских: Ой, если б вы знали, если б вы знали, сколько я знаю.

О жизни Надежды Емельяновны можно снять большое кино. К сожалению, трагичное. На момент начала войны ей было всего 10 лет. Девочке пришлось бросить школу и помогать многодетной семье.

Надежда Макарских: Сильные бои были, все горело там. А мы 60 километров от Смоленска. Это было как в огне мы сидели. Такие ракеты были страшные.

Маленькая Надя Дербанова была храброй девочкой. Рассказывает, как однажды во время обстрела деревни побежала спасать коров. И едва не попала под пули.

Надежда Макарских: Бегу, только спустилась, меня мама схватила, а пуля подняла землю. Это в меня значит стреляли.

Страшно представить, как солдаты могли стрелять по детям. Надежда рассказывает, что кто-то из соседей даже принимал сторону немцев и сдавал врагу шпионов и партизанов. В качестве показательной казни немцы сожгли целую деревню и расстреляли жителей.

Надежда Макарских: Расстрелял учителей, коммунистов, евреев, всех собрали, 100 человек, а наш дед, дедов брат, Михалка, этот был 101.

Немцы несколько раз поджигали дом семьи. А мать Надежды вместе с двухлетней сестренкой на три недели бросили в тюрьму. Перед этим женщину протащили по улице, привязанной к оглобле.

Надежда Макарских: Проехали где-то с километр, мама привязана была. В штаб немецкий в деревне Воробьи бросил ее в сарайке.

Фотоальбом семьи Дербановых

Фото: 31 канал

Всем детям в семье Дербановых повезло пережить войну. А вот их отец с фронта не вернулся. После войны в поисках лучшей жизни мать перевезла всех детей в Челябинск. Здесь Надежда Емельяновна и живет до сих пор. Но несмотря на пережитое к детям войны пенсионерку не причисляют.

Людмила Балашова, дочь Надежды Емельяновны: В соцзащите нам сказали, если вы возьмете статус дочь погибшего на войне, вам будут меньше платить, чем вы сейчас по инвалидности получаете. Хотя ей очень было обидно. Потому что так не должно быть, да же?

Мы связались с министерством социальных отношений. Чиновники сейчас поднимают военные архивы, чтобы разобраться в ситуации. Мы будет следить за дальнейшей судьбой Надежды Емельяновны.

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость