Актуальный репортаж. Как реагируют южноуральцы на предложение запретить продажу спиртного в магазинах
Владимир Сероухов, корреспондент: «Алкоголь на прилавках супермаркетов. Говорят, такие витрины подстрекают купить чего покрепче. И желание это появляется пока идёшь из хлебного отдела в мясной, например. Тем более, удобно, всё в одном месте. Другое дело, что после 11 вечера уже ничего не купишь — борьба с алкоголизмом, как никак. И тут нетрудно переборщить. Для детей и выпивох стройные ряды бутылок как красная тряпка для быка. Поэтому скоро полки могут опустеть и обезличиться, а вместо них будут скромные списки с номенклатурой. Всё это мы уже проходили с сигаретами. Да и в советское время вино-водочные стояли особняком. Кто от этого выиграет? И выиграет ли вообще?»
Алкоголизм — тема для России всегда актуальная. Да и по употреблению спиртного с нами может поспорить только Чехия, Венгрия и Молдавия.
Михаил Беребин, зав. кафедрой клинической психологии ЮУрГУ: «В таких вот винодельческих странах, например, в культуре употребления как раз пить небольшими дозами. А в России принято, что называется, «на экс», «залпом» и так далее».
В первую очередь эффект от опустошения полок рассчитан на детей. Бутылки и пэты с пивом кричат своими этикетками каждый день. Если не навязываются, то как минимум напоминают о себе. В продуктовых часто бывают подростки и им трудно не заметить доступный алкоголь. Но бутылка пива и французский коньяк не одно и то же.
Ирина Мавлонова, клиент супермаркета: «Я считаю, конечно, что дорогостоящие напитки вполне могут остаться и в супермаркетах. Конечно, удобно, когда ты видишь перед глазами всё, можно прочитать этикетку, выбрать. Можно почитать страну-производителя. Это, конечно, удобно, когда в супермаркете всё это на полке лежит».
Получается, что теперь ни почитать этикетку, ни посмотреть цвет напитка не получится. А ведь процесс покупки тоже для многих определённого рода удовольствие.
Михаил Беребин, зав. кафедрой клинической психологии ЮУрГУ: «Идут именно за тем товаром, который нужен. Который нужно видеть и может быть даже потрогать. А не по такому обезличенному списку выбирать. Я не знаю, почему Дума не рассматривает такой вопрос как ограничение прав человека».
Всё это с большой вероятностью приведёт к тому, что люди, набрав продукты, отправятся в специализированные магазины. Понятно, что продавцов алкомаркетов такая ситуация устроит полностью. Не только с точки зрения прибыли. Они и в своём миссионерском назначении не сомневаются.
Татьяна Гильметдинова, управляющий алкомаркета: «Мы не просто продаём, мы прививаем покупателям культуру потребления спиртных напитков. Обязательно рассказываем как и с чем правильно употреблять, какое гастрономическое сопровождение правильно выбрать».
Павел предпочитает покупать спиртное как раз в специализированных точках. Кроме большого ассортимента, его привлекает качество продукции. Например, свежее пиво.
Павел Иконников, клиент алкомаркета: «Продуктовые сети грешат этим, постоянно бывают просрочки. Но в специализированных магазинах с этим проще. Здесь следят, на сколько я знаю, очень сильный контроль».
А вот Георгий как раз привык покупать всё в одном месте. Боится, что алкоголь вообще могут убрать. И тогда придётся как в советское время бежать в вино-водочные магазины, хотя в целом антиалкогольную политику поддерживает. В разумных пределах.
Георгий Горшков, клиент супермаркета: «До 11 часов — это правильно. И продажа несовершеннолетним — тоже. А на счёт специализированных магазинов — один находится далеко, другой близко. Неудобно. Будут бегать по аптекам, кто-то захочет продолжения праздника, удобней ему сходить сюда, чем, например, в соседний район».
А вот в прайсах со спиртным ничего плохого нет. Георгий не экспериментирует, давно нашёл свою определённую марку. Главное, чтобы была в наличии.
Георгий Горшков, клиент супермаркета: «Чтобы был определённый товар, чтобы было удобно подойти, взять. По списку даже если спросил — всё. Так удобно будет».
Психологи уверены, что и продажа в строго отведённое время, и прайсы вместо бутылок — не совсем верные методы. На любого рода дефицит всегда найдутся обходные пути.
Михаил Беребин, зав. кафедрой клинической психологии ЮУрГУ: «Давайте думать прежде, чем что-то делать. Потому что и экономика — дама очень тонкая. Насилия над собой не любит. Насколько существенным будет ущерб тех же самых торговых сетей и продовольственных магазинов от такой политики. И второе: как они распорядятся этим ущербом, на кого они возложат упущенную выгоду».
Получается, если алкомаркет или пивная встречается чаще, чем аптека, вряд ли можно говорить о большой пользе скрытой продажи. На глазах детей злоупотребляют взрослые, причём родители. А в кино образ положительного героя до сих пор сопровождается обильным питьём алкоголя. На создание какой бы то ни было культуры потребления нужен не год и не два года, а программа, составленная специалистами. И ограничениями любого толка здесь не обойтись.
Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru