Актуальный репортаж: Миллиарды рублей нужны на утилизацию мусора, производимого жителями Челябинской области
Свалка давно достигла своих пределов и теперь растёт только в высоту. Такой первобытный способ хранения — источник кучи уже экологических проблем. Отходы проникают в грунтовые воды, горят, становятся пристанищем микробов. К тому же уровень потребления давно превзошёл советские стандарты, на которые свалка и была рассчитана.
Ольга Шевелева, пресс-секретарь МУП «Горэкоцентр»: «В год на городской свалке размещается свыше 700 тысяч тонн отходов».
Одноразовая упаковка, пакеты, пластиковые бутылки, старая мебель и остатки еды. Всё это тоннами везут сюда, где как попало мусор хранится и разлагается годами. Полигоны хотели было разместить в Полетаево и Красноармейском районе, но местные жители возмутились. Да и по новым правилам из 600 мест хранения бытовых отходов в Челябинской области, лишь 10 соответствуют строгим экологическим нормам. Сейчас в регионе готовят проект централизации этой инфраструктуры.
Хотя в западных странах, где всё расположено компактно, давно не осталось земель для свалок и именно там ещё полвека назад озаботились проблемой утилизации. Первые скромные шаги есть и у нас. В том же Копейске действует так называемая канадская система сбора мусора. Пока контейнеры всего двух типов — для перерабатываемых и неперерабатываемых отходов.
Сергей Белоглазов, житель г. Копейска: «Знаете, как-то возникает само-собой, на автомате. Пищевые отходы идут в один пакет, полиэтилен и подобное — в другой. Не надо не переучиваться, не заставлять себя, как-то перестраиваться».
Приучают пока только центр Копейска и Старокамышинск. Конечно, происходит это не без проблем. Лишь 2/3 горожан следуют инструкции на баках, да и сами контейнеры, хотя рассчитаны на 10 лет, приходится менять чаще — наведываются вандалы. И это совсем не дешёвое удовольствие.
Здесь отходы называют не мусором, а сырьём. Уже 15% идёт во вторичную обработку. На сортировочной станции то, что выкидывать гораздо дороже, чем использовать снова делят на категории.
Александр Уфимцев, заведующий складом сортировочного комплекса: «Бумага, плёнка, пэт-бутылка брикетируются, стеклобутылка — в мешочки или в бункеры. Отправляем на стеклозаводы или на пивзаводы».
Собственно мусор здесь кучами не лежит, а хоронится в карьерах. Именно этим и отличается полигон от свалки.
Чтобы понять, кому нужны использованные пластиковые бутылки, нужно один раз побывать на заводе по переработке. Тару здесь дробят, расщепляют и получают особые материалы, вполне востребованные рынком.
Михаил Рузбин, первый заместитель гендиректора ООО «Втор-Ком»: «Полотна используются во многих сферах деятельности, это и дорожное строительство и железнодорожное строительство, ландшафтный дизайн».
За свою постсоветскую историю предприятие расширило производство и обросло сетью заказчиков по всей стране. Хотя за рубежом такой бизнес считается не чем-то «из ряда вон», а обычным делом. Там повторно используют не только пластик и стекло, но и резиновые шины и даже батарейки. В Челябинске тоже в последние годы начали задумываться о грамотной утилизации отходов. Эко-проект «Сделаем!» организует городские субботники и борется с несанкционированными свалками. У местного координатора Ярослава Магазова свой взгляд на проблему.
Ярослав Магазов, координатор всероссийского эко-движения «Сделаем!»: «Понятно, что мусорят граждане, свалки принадлежат в то же время городу, либо бизнесу. И взаимодействие этих трёх структур является ключевым. Все проблемы из-за того, что существувет противоречие, каждый пытается на себя одеяло тянуть».
Может всё дело в менталитете? Но почему-то Сингапур из самого грязного города превратился в идеал чистоты за какие-то 25 лет. Европу тоже знают, как символ ухоженности, но и там всё не на одной сознательности воспитано.
Ярослав Магазов, координатор всероссийского эко-движения «Сделаем!»: «В Европе это может быть всё же в административном ключе решается, через различные штрафы, санкции. А вот именно такое ответственное отношение, когда человек сам задумывается и без каких-либо административных воздействий принимает решение, это уже более высокий уровень, чем даже европейский».
Так что помимо причин чисто экономического характера — логистики сбора, транспортировки, переработки и хранения мусора, существует фактор гражданской инициативы.
Вячеслав Истомин, глава Копейского городского округа: «Мы даём людям выбор. У Челябинска, к сожалению, нет этого выбора. Человек если хочет отдельно собрать, он должен будет собрать это всё и поехать сдать. За деньги или безвозмездно — не важно. Но у него появляется достаточно много сложностей».
Сейчас область активно ищет единого оператора по хранению, транспортировке и переработке отходов. По сути — крупного инвестора, который смог бы обеспечить постройку полигонов и остальной инфраструктуры.
Возможно, с мёртвой точки дело сдвинется не скоро и у челябинского мусора появится другая судьба. А пока лучше в очередной раз отказаться от бесплатного пакета в сторону многоразовой сумки и хотя бы научиться доносить пакет до контейнера.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru