Актуальный репортаж: Иностранцы смогут работать в Челябинской области только с патентом
Мария Панюшина, корреспондент: «Это среднестатистический китайский город. По площади он сравним с Челябинском. А это сам Челябинск. Главная улица — проспект Ленина. Разница очевидна. Россия — страна с одной из самых низких плотностей населения. На одного человека у нас приходится 125 квадратным метров земли».
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. За лучшей жизнью к нам едут гости из других стран. Их еще пренебрежительно называют гастарбайтерами. Они часто приезжают целыми семьями. Снимают квартиры, довольно быстро находят работу — в общем обживаются.
Анатолий Пепеляев, начальник отдела по вопросам трудовой миграции: «Основная категория, которая к нам едет на работу, это из Средней Азии. По убывающей Узбекистан, Таджикистан, Киргизия».
Нужно или не нужно ограничить поток мигрантов в Россию — вопрос довольно болезненный. Позиции по нему расходятся от толерантных до радикально нетерпимых. Последней придерживается, например, Николай, член националистической партии. Он ведет общественную работу даже на остановках. Николай никогда не садится в маршрутки с водителями-иностранцами.
Николай Агафонов, заместитель председателя национально-демократической партии в Челябинске: «Уже видим в регионе ухудшение экономической ситуации, массовое сокращение предприятий, люди будут оставаться за порогом, мигранты будут занимать их места. Люди будут агрессивно смотреть на это, искать крайнего. Крайний кто? Приезжие!»
Конфликтов на национальной почве в России уже было не мало. Это 2010 год, Манежная площадь. После того, как русского болельщика Егора Свиридова убили кавказцы, на улицы вышли 5 тысяч человек. Тогда многие требовали изменить миграционную политику. Реакции не последовало. Законодательство в отношении иностранцев меняется лишь сейчас, через 4 года — и совсем не так, как ожидали нетерпимо настроенные.
Александр Захаров, заместитель начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области: «Отменяется квота на привлечение иностранных работников для безвизовых стран, они переходят на патентную систему».
Т.е. квоту снизили только для приезжих из визовых государств, например, из Китая. А гости из бывших стран СССР смогут прибывать к нам в любом количестве. Главное — платить деньги. При этом регионы самостоятельно могут определять стоимость патента. Многие ее уже повысили. В Екатеринбурге мигранты заплатят за допуск на работу 6 тысяч рублей в месяц, в Москве — 5. У нас — 3,5.
Константин Захаров, депутат ЗСО: «Справедливо выравнивается планка сбора налогов с живущего сегодня в Челябинске и работающего гражданина и приезжего. Потому что раньше, если посмотреть, стоимость патента была дешевле, чем если бы наш предприниматель нанимал своего доморощенного российского гражданина на работу».
Получается, ограничивать въезд в Россию невыгодно. В защиту новой системы депутаты оперируют цифрами. Уже подсчитали: в следующем году в южноуральском бюджете мигранты оставят 500 миллионов рублей. Это если поток переселенцев останется прежним. А еще прибыльнее, если он увеличится. Произойдет ли это в реальности? Теперь зависит от самих приезжих, вернее, от их покупательной способности. (
Шухрат Камалов, приезжий: «Здесь зарабатывать можно, потому что утром выходишь на работу, вечером домой. Вот из России уезжают в Европу, русские получается, а мы сюда. Такая же система. Из России уезжают в Европу, а Средняя Азия приезжает сюда зарабатывать».
Шухрат уверяет: он готов платить 3 тысячи рублей в месяц, лишь бы трудиться спокойно и главное законно. Ведь раньше, когда квоты снижались, мигранты за один день могли превратиться из легалов в нелегалов. Это не устраивало и работодателей. Им же нужно строить дома и выводить маршрутки в рейс.
Александр Исаев, председатель союза перевозчиков г. Челябинска: «Конечно, на самом деле более воспитанные водители наши русские, более бережно к машинам относятся, но где они? Их просто нет! Они просто не идут работать».
Абсолютно противоположной позиции придерживаются члены федерации профсоюзов. Они считают, что мигрантов нанимают в основном недобросовестные работодатели. Те, кто хочет сэкономить на зарплатах.
Олег Екимов, заместитель председателя федерации профсоюзов Челябинской области: «Зачастую экономят и на условиях труда. Наши работники знают законодательство, они требую условий труда, охраны труда, иностранные рабочие этого не требуют. Работодатели соглашаются на это, идет демпинг рабочей силы».
Снимет ли остроту национального вопроса новый федеральный закон — пока неясно. Он вступает в силу с 1 января. И вместе с патентом, кстати, мигрантам придется приобрести хотя бы минимальные знания по истории и русскому языку. Приезжих обяжут сдавать экзамены по этим предметам.
Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru