Актуальный репортаж. Помогать полицейским в охране порядка будут тысячи южноуральцев
Вместо погон и формы у них красные повязки и удостоверения дружинников. Большинство из этих ребят не задумываются о том, чтобы стать полицейскими, но правопорядок охраняют на общественных началах. Каждую неделю добровольцы совершают рейд по челябинским улицам — ищут нарушителей. Например, тех, кто выпивает во дворе. Или курит в общественных местах.
Кирилл Василенко, дружинник: «Конечно, мы не ловим каких-нибудь преступников, серийных убийц. Но мелкие правонарушения мы замечаем».
Отряды дружинников в Челябинске существует довольно давно. Но раньше люди с красными повязками не имели никакого официального статуса. Они могли лишь сделать замечание — однако прислушаться к нему или нет — каждый был волен решать сам. Ситуация изменилась в апреле этого года, когда в силу вступил новый федеральный закон.
Владимир Высоковский, командир добровольной народной дружины: «Неподчинение законным требованиям дружинника, находящегося при исполнении его служебных обязанностей, не говоря уже о физическом сопротивлении, влечет за собой как минимум административную ответственность по вновь вступившим положениям».
Изменения в законодательстве добровольцы приняли на «ура». Теперь они ведут свою деятельность фактически под опекой полиции. Схема взаимодействия с правоохранительными органами отлажена. Если дружиннику не подчиняются — он набирает 02. По схожему принципу работают и многие другие общественные организации. Например, широкую известность в Челябинске приобрело движение «Трезвые дворы».
Патруль трезвости под видом обычных покупателей заходит в челябинские магазины. Активисты пытаются приобрести алкоголь после 11 часов вечера, что по закону запрещено. Эксперимент снимают на видео, затем выкладывают его в сеть. Каждый такой ролик в интернете набирает тысячи просмотров. Так что продавцам-нарушителям грозит не только штраф, но и незавидная популярность.
Активисты уверяют: результаты их трудов уже есть, в некоторых торговых точках продажи алкоголя действительно сократились. Но остаются и по-прежнему неблагополучные районы — Металлургический и Ленинский. В ходе операции «Ночь» именно сюда в первую очередь наведались полицейские. И не зря: всего за пару часов стражи порядка выписали десятки штрафов.
Антон Чернуха, исполняющий обязанности начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Челябинску: «Проводились проверки торговых объектов на предмет выявления реализации алкогольной продукции несовершеннолетним, а также в ночное время. Всего было проверено 55 организаций, выявлено 22 административных правонарушения. Алкогольная продукция вся изъята».
Полицейские уже пообещали: подобные рейды станут регулярными. Но это — лишь одна из многих поставленных задач. В ходе операции «Ночь» усиленный патруль дежурит на дорогах города, проверяют также дворы и ночные заведения. Ведь иногда под вывеской обычного клуба или интернет-кафе скрывается игорный притон.
За один год на Южном Урале разгромили около 2 тысяч автоматов. Проверки по азартным заведениям проводят еженедельно. И нередко по наводке народного патруля. Еще 5 лет назад в Челябинске появилось движение против игорного бизнеса. Активисты уже не раз получали угрозы в свой адрес, но их это не останавливает.
Евгений Никулочкин, член общественного совета при ГУ МВД России по Челябинской области: «За период нашей работы закрыто более 500 игровых залов. Они периодически закрываются, открываются, переезжают на новые места».
Общественники пытаются помочь и в раскрытии более серьезных преступлений. Когда пропала школьница Елена Патрушева, добровольцы откликнулись на беду одними из первых. Они опрашивали жителей Паркового, расклеивали ориентировки, прочесывали леса. Однако бывает и так, что работа волонтеров приводит к трагическим последствиям.
Артур Аксенов, председатель правления Челябинской областной общественной организации Поисковый отряд «Легион-спас»: «В прошлом году в Свердловской области сожитель украл у своей сожительницы дочь, требуя денег с двумя своими собутыльниками. Когда они узнали, что активизировались поиски по ребенку, они ее убили. Вот это же тоже нужно понимать: где нужно остановиться вовремя».
Волонтеры со стажем, среди которых, кстати, есть и бывшие сотрудники МВД, уверяют: чтобы помочь, одного желания мало. Каждый свой шаг добровольцы должны согласовывать с полицейскими — особенно, когда речь идет об особо тяжких преступлениях, например, с участием детей. После каждого сообщения о пропавшем ребенке, желающих вступить в ряды волонтеров становится больше. И, похоже, этих людей действительно начинают воспринимать всерьез. В этом году поисковые отряды наконец смогли договорится о сотрудничестве с южноуральскими полицейскими.
Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru