Бриллиантовая Куса. Единственный на Урале завод по обработке алмазов на грани исчезновения
Владимир Сероухов, корреспондент: «Производств по огранке алмазов во всей стране — по пальцам перечесть. Одно из них, здесь в Кусе, уже 1,5 года стоит без дела. Как так вышло, что предприятие, главный налогоплательщик города, вдруг стало никому не нужным? А специалисты высшей категории перебиваются случайными заработками?»
«ЧелПром-Даймонд» — наследие советской промышленности. Он выжил в 90-е и нулевые, но кризис 2008-го года подкосил завод. Акционеры предприятия — Александр Синтяев, а также московская группа в лице Никиты Михалкова, Альберта Болотина и Михаила Бакова решили сменить руководство. Считалось, что «свежая кровь» решит проблемы. Синтяев оставил пост директора в пользу приглашённого менеджера Александра Каплина. И через полгода началось то, что сотрудники называют не иначе, как «театром абсурда». Взять, например, серию попыток экспорта бриллиантов по низкой цене. В 2 раза ниже себестоимости.
Ирина Ничунаева, бывший директор по производству ООО «ЧелПром-Даймонд»: «Для меня было совершенно не понятно, почему мы должны продавать наш товар за гораздо меньшие деньги. Совершенно не окупая завтраты на производство этого товара. Естественно, даже не окупая стоимости сырья».
Дело в том, что продукцию завода сторонний оценщик объявил низкокачественной. В объективность этого трудно поверить, учитывая безупречную репутацию у заказчиков в прошлом. Такие сделки пресёк «Гохран». Ведь по закону Таможенного Союза ввоз и вывоз бриллиантов и ювелирной продукции по таким ценам просто невозможен. За разъяснениями директора и ключевых людей компании пригласили в полицию. Но свою точку зрения высказать там оказалось проблематично.
Елена Дементьева, в 2011-2014 гг. юрисконсульт ООО «ЧелПром-Даймонд»: «В Челябинске, в машине директор сказал: вы пойдёте в полицию только в присутствии адвоката и будете говорить только то, что нужно говорить».
После этого непокорную «команду Синтяева» Каплин решил уволить, последовало и крупное сокращение рабочих в 2013 году. Оставшиеся 70 человек отправили в бессрочный отпуск. На территорию предприятия никого не пускают, но зарплату в 2/3 прежней платят. Правда, с задержкой в месяцы. Работа на бриллиантовом производстве для городка в 20 тысяч была путёвкой в жизнь. Предприятие давало занятость и многим кусинским фирмам-партнёрам. Теперь огранщики либо сидят дома, либо едут на вахты и, конечно, теряют квалификацию. Либо пытают счастье на бриллиантовых производствах в Смоленске или Москве.
Андрей Ломакин, огранщик ООО «ЧелПром-Даймонд» с 1991 г.: «Вся страна едет в Москву работать, это же не дело. Когда семья здесь, а ты там. Хотелось бы здесь работу иметь. Хотелось бы, чтобы руководство района как-то призадумалось об этом».
Так бы и сидели в неведении, если бы в ноябре 14-го не пришла шокирующая для оставшихся сотрудников новость. Один из трёх участков замкнутого цикла, по сути, отдельный мини-завод, вывезли с территории «ЧелПром-Даймонда» и продали физическому лицу. Это стало известно от слесарей, которым и поручили эвакуацию станков.
Алексей Дементьев, огранщик ООО «ЧелПром-Даймонд» с 1993: «Самые последние ограночные станки, обдирочное оборудование, которое со Смоленска было закуплено. Плюс даже оборудование, которое было у нас на хранении, оно не наше. Тоже было вывезено».
Эти материалы задокументированы и отправлены в полицию. По предоставленным правоохранителями накладным, Синтяев понял, что новое руководство и здесь оказалось предельно щедрым, сравняв оборудование в цене с металлоломом.
Александр Синтяев, бывший генеральный директор ООО «ЧелПром-Даймонд», акционер: «Много желающих можно было бы найти, чтобы купить бриллиантовый завод за 1 миллион рублей».
К господину Каплину добавились новые вопросы, но пообщаться с ним без посредников ни у кого не получилось. Его секретари и заместители ограничиваются отписками.
Александр Синтяев, бывший генеральный директор ООО «ЧелПром-Даймонд», акционер: «На предприятии уже больше года директора нет. Т.е. он существует, он живой. Он просто не приезжает, он просто скрывается».
Сейчас у завода есть уникальный шанс. Покончить с долгами в 150 миллионов можно благодаря резкому обвалу рубля. Торговля бриллиантами и алмазами во всём мире ведётся только за валюту. И у кусинского предприятия есть запасы как сырья, так и готовых изделий, которое в долларовом эквиваленте за последние месяцы выросло в разы.
Александр Синтяев, бывший генеральный директор ООО «ЧелПром-Даймонд», акционер: «Любой, я не знаю там, школьник. 5б, 2-я четверть. Вычислит, что активов, оборотных активов — не трогаем здания и станки — его хватает, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, ещё плюс останутся свободные средства».
Специалистам возвращение на завод видится туманной перспективой. Говорят, такой безнадежности не ощущали даже в 90-ые.
А Александр Синтяев считает, что свою роль в решении конфликта могут сыграть муниципальные и областные власти. Только ничего не получится без диалога между московскими и местным инвесторами, похоже, у них разные мнения на развитие кусинского завода. Но если спасать уникальное для Южного Урала производство, то сейчас, потому что скоро будет уже поздно.
Следите за главными новостями региона на нашей странице в и в Twitter
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru