Мечты и реальность: челябинцы проигнорировали всемирный день без автомобиля

22 сентября 2016 - 11:44

Сегодня во всем мире отмечается День без автомобиля. Поддерживающие акцию пересаживаются на общественный транспорт, велосипеды или просто идут по делам пешком.

Когда автотранспорт исчезнет насовсем и каким бы был мир без машин? Корреспонденты 31tv.ru решили выяснить, на что ориентируются крупнейшие автоконцерны сейчас и что в ближайшем будущем могут предложить разработчики взамен привычных легковушек?


Как отмечают?

По всему миру в этот день предлагают поблажки для тех, кто готов отказаться от автомобилей. Например – бесплатный проездной на общественном транспорте при наличии водительского удостоверения. Для автовладельцев, пересевших на велосипед, бонус в виде свободных дорог – городские магистрали в этот день частично перекрывают. В России же об акции услышали не так давно – в 2008 году и, кажется, решили, что эта проблема к нам никак не относится. Все попытки, например, московских властей заманить автомобилистов в метро скидками на билеты, не увенчались успехом. Иной раз именно в этот день пробки в столице достигают своего пика – протест любителей легковушек очевиден.


Автомобиль – убийца

Истоки акции уходят в 70е-годы прошлого века, когда общество всерьез задумалось о том, к чему может привести, так скажем, рост популяции «железных коней». К тому же поиски идей для ноу-хау совпали с всемирным энергетическим кризисом. Вне всяких сомнений автомобиль считается поистине опасным видом транспорта – ежедневно в ДТП по всему миру гибнет до трех тысяч человек! К тому же вред, какой машины наносят окружающей среде, внушает ужас. Эксперты из области автомобилестроения, экологи, различные политические силы – пожалуй, каждый, кто имеет представление об устройстве автомобиля, задумывался, как сделать его безопасным и безвредным. Однако безопасность автомобиля идет в разрез с его стоимостью, дополнительные электронные функции, жесткий каркас или улучшенные вариации шин приводят к существенному подорожанию моделей, что, конечно, не выгодно для массового потребителя. А значит и для самого производителя. Безопасный автомобиль стоит колоссально больших денег, и речь идет не об элитной марке, покупатель, задумываясь о надежной машине, оплачивает ее разработку, кропотливые часы тест-драйвов и краш-тестов.


К чему пришли автоконцерны?

Получается палка о двух концах: нужен автомобиль безопасный, недорогой и в то же время современный, а значит потребляющий такое топливо, отработка которого не влияет на окружающую среду. Задача, казалось бы, невозможная. Но и с ней ученые вроде бы прекрасно справляются. Только вот когда такие машины появятся на дорогах общего пользования и смогут ли их себе позволить обычные потребители среднего класса? Электроавтомобили, на удивление, известны истории еще в конце 19 века, тогда они, наравне с паровыми машинами, были весьма популярны. Но отстоять своё право на существование не смогли – тогда ученым не удалось придумать удобную систему подзарядки батареи, да работал аккумулятор недолго. В последствие идея электрического частного транспорта всплывала несколько раз, однако на ее развитие влиял нефтяной рынок, и компании просто не видели смысла тратить деньги на дорогостоящие разработки, когда бензиновый и дизельный транспорт отлично распродавались. Всё изменилось, когда власти одного из Калифорнийских городов в США дали задание крупнейшим американским автоконцернам – во что бы то ни стало исправить ситуацию с загазованностью воздуха. Производители автотранспорта вступили в негласную гонку за электрическое будущее. Сначала американцы, потом японцы, немцы и китайцы. Т.е. уже понятно, что человек, вкусив радость частного транспорта, вряд ли откажется от него полностью. Поэтому в ближайшем будущем мир могут захватить именно электромобили.


На чертежах есть, а на дорогах?

Небольшой сибирский городок. Перебегая дорогу, местные жители торопятся на работу. Внезапно утреннюю суету нарушает настойчивый звук автомобильного клаксона. Мужчина, встав как вкопанный перед капотом изящной легковушки, еще долго пытается понять, откуда вдруг появилась эта машина? Ее же не было! Той легковушкой была Tesla Model S – словно акула на мелководье, американская мечта заплыла в дебри российской провинции. Удивленные прохожие смотрят ей вслед, «она едет без звука, ни единого звука»- возмущаются и качают головой сибиряки. Электрическое сердце бьется тихо, от нее не пахнет маслом и бензином, идеальная инженерная задумка стоимостью в несколько миллионов рублей. Без доставки на континент, разумеется. Именно за «молчаливость» двигателя электромобили и хают, мотор у этих машин работает практически без звука, а потому встречи с такими легковушками опасны для пешеходов. Такие «рыбешки» заплывают в Россию довольно часто, даже приживаются, но тягаться с другими они не могут только по одной причине – их обслуживание в режиме ожидания, а электрических заправок по стране можно сосчитать на пальцах. Запаса аккумулятора у таких машин обычно хватает на 300 км пробега. Еще в 2007 году автодилеры с воодушевлением говорили, что совсем скоро будет гонка среди электромобилей, однако пока массового распространения транспорт не получил. Есть множество причин для этого, в том числе и устройство самих аккумуляторов. Во-первых, их плотность энергии, т.е. к примеру зимой, прогревая такой автомобиль и запуская все системы- часть энергии «сгорит» еще до начала движения. Т.е. путь сократится аж в три раза! Да и производство аккумуляторов и их дальнейшая утилизация вызывает вопросы. Но судя по анонсам, все эти проблемы в скором времени найдут решение. Так, например 22 августа 2015 одной из компаний при господдержке запущен проект российского серийного электромобиля SONA RR100. На дорогах он ожидается уже в 2018 году. Тогда же планирует колесить и другой российский проект «MatrЁshka». И мы подбираемся к следующему этапу транспорта будущего – без водителя. Самоходный транспорт Компания Volgabus уже вовсю проводит испытания принципиально нового вида транспорта – беспилотного автобуса с патриотичным названием «MatrЁshka». Предполагается, что на чемпионате мира по футболу в 2018 году эти беспилотники будут развозить гостей мероприятия. Однако, как заверили разработчики, заменить общественный транспорт полностью не смогут. В дальнейшем «матрёшки» уйдут в военные городки и заводы с большой территорией. Впрочем, идея беспилотников в мире родилась не с проста – достаточно большой процент ДТП происходит по вине людей. Ошибки водителей, невнимательность, рассеянность за рулем приводят к страшным последствиям. Когда как полностью автоматизированный транспорт должен взять на себя обязанности пилота и выполнять всё по схеме, заложенной в программу. Только представьте, утром вы берете термос с кофе, садитесь в машину и, откидывая кресло, продолжаете дремать по дороге, пока машина, уже выучив маршрут, везет вас на работу. И этот сценарий выглядит куда реальнее, чем электромобиль в каждой семье. Разработкой автономных машин занялись сразу несколько крупных компаний, одной из них стала Google, добившаяся принятия закона в одном из штатов Америки, разрешающего их массовое использование. Машина напрямую связана со спутником и передвигается по дороге благодаря координатам и множеству камер. Другая всеми известная компания General Motors всерьез намерена оснастить системами автономного движения автомобили, сошедшие с конвейера в 2018 году. На очередь BMW, Nissan и Audi. К слову некоторые из автомобилей уже могут похвастаться функциями замены водителя, например – Volvo, чьи машины могут сами тормозить в случае опасности, или, например, самостоятельно заезжать в гараж. Такие же функции есть и у Tesla. Правда, инцидент с погибшим владельцем электрокара существенно осложнил задачу разработчиков. Водитель ехал по трассе в режиме автопилота, объектив камеры машины, которая отвечает за обзор и считывание информации, ослепил блик от грузовика, в результате легковушка врезалась в большегруз. Однако, судя по всему именно такое будущее ждет нас – машины без водителей, автобусы без шофёров, никаких эмоций в пробках, рассеянности, а холодный расчет машин, вычисляющих оптимальный вариант маршрута.


Есть ли достойная альтернатива автомобилям?

Но, будем реалистами, позволить себе обычный автомобиль могут далеко не все, не смотря на то, что автопарк существенно пополняется новыми моделями. Большинство потребителей пока «донашивают» поддержанные автомобили, стараясь не заглядываться на концепты крупных автобрендов. Все-таки, какой транспорт способен заменить автомобиль в городской среде? И чтобы личное пространство было, и билет не надо было покупать? А главное быстро добираться. И тут разработчики ударились в фантастику, когда то дикие для обывательского глаза сигвеи стали нормой. На помощь им появились гироскутеры и моноколесо. Сразу вспоминается фильм «Назад в будущее» и тот самый летающий скейтборд – может все-таки человечество догнало фантазии автора? Может совсем скоро увидеть человека, идущего пешком, на своих двоих, будет сравнимо с просмотром классики немого кино – вызывать улыбку и легкую ностальгию. Ведь в быстрорастущих городах пространства становится всё меньше и крупногабаритные машины со временем вымрут, на смену им придут компактные машины для эгоиста – т.е. одноместные с небольшим багажником для вещей. А может все, наконец, пересядут на общественный транспорт, не тот, что едет еле-еле, а скоростной на магнитной подушке.


Послесловие

Главное, что «зелёному» транспорту дали зелёный свет. Ведь необходимость в более экологичных автомобилях стоит особенно остро, загазованность некоторых городов мира достигает критических отметок. Правда, даже если стоимость современных разработок для компаний с мульти-доходами невелика — в копеечку вылетает их дальнейшее обслуживание и полная трансформация привычных дорог, заправок, парковок. Зато выяснять отношения друг с другом будут уже не водители, а их автомобили. А в поиске компромиссов машины намного эффективнее.

Фото: nnm.me, sudak.me, kolesa.ru, vse42.ru, wordpress.com, autobild.es

Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость