Челябинск «неисторический». Эксперт из Пензы может лишить город архитектурного наследия
Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области заказал экспертизу пятнадцати объектов. Специалист из Пензы выдал отрицательное заключение по всем зданиям.
Челябинские краеведы возмущены. Знаменитый «немецкий квартал» в Металлургическом районе больше не охраняется государством, а значит, теперь снести эти дома не составляет проблемы. Также привлекательными для застройщиков могут оказаться ещё несколько территорий. Кроме того, никто теперь не может поручиться за сохранение исторического облика зданий.
— Государство не будет нести ответственность за их сохранность, — комментирует челябинский краевед Татьяна Пелленен. — Например, декор на домах в центре, аварийные балконы — их можно будет просто демонтировать, а не реставрировать.
Всего в перечень «всё-таки не исторических» попали 15 объектов в городе. Сейчас там стоят жилые дома, сохранность которых с 17 января государство больше не обеспечивает. Корреспондент 31tv.ru собрал фотографии домов и краткую информацию об этих зданиях.
Проспект Ленина, 50
Этот дом появился в Челябинске в 1937 году. Его ценность для культуры и истории определили как среднюю. Однако дом был исключён из Единого государственного реестра объектов культурного наследия в январе этого года.
Улица Тимирязева, 29
Дом построен в форме зигзага, что позволяет считать его интересным с точки зрения архитектуры. Здание проектировала почётный гражданин Челябинска, архитектор Мария Мочалова.
В открытом доступе нет сведений, почему дом, построенный в 1954 году в центре Челябинска, исключили из реестра.
Улица Пушкина, 60
Дом принадлежит к территории исторического центра города, ценность его определена как средняя. Но этого не достаточно, считает эксперт Светлана Васильева из Пензы.
Проспект Ленина, 45/улица Свободы, 68/ улица Пушкина, 63
Типичная «сталинка» имеет средний уровень культурно-исторической ценности, считает эксперт. И это не повод, чтобы включать дом с 70-летней историей в реестр ценных.
Улица Цвиллинга, 37
Здание возведено в 1951 году и, очевидно, стало одним из последних сооружений, после чего в городе ввели типовое строительство. В свободном доступе материалов о причинах исключения дома из реестра нет.
«Дом, в котором 1932-1953 гг. жил уральский поэт В.Н. Кузнецов» (улица Первой Пятилетки, дом 21)
Василий Кузнецов был первым детским поэтом на Южном Урале. Тиражи его книг в 1940-х годах расходились десятками тысяч экземпляров. Сейчас интерьер квартиры поэта не сохранился. Дому был присвоен низкий уровень культурно-исторической ценности, что и определило вывод эксперта.
Бывшее здание областного издательства, где работали писатели Л.В. Никулин, Л.К. Татьяничева (улица Свободы, 74/улица Пушкина, 65, улица Тимирязева, 26)
Лучше разместить на здании памятные доски, связанные с деятельностью писателей. А сам дом 1930 года постройки не представляет собой ценности для истории, уверен эксперт.
Место, на котором стоял дом, где учились Соня Кривая и Рита Костяновская (улица Коммуны, 35)
Место, по которому ходили знаменитые на Южном Урале юные революционерки, также лишено исторической ценности, по мнению эксперта. Девушки приходились друг другу двоюродными сёстрами и являлись активными участницами большевистского подполья, а значит, внесли свою лепту в историю родного края. Однако место, где жили и учились революционерки, нельзя идентифицировать как объект недвижимости, что является обязательным требованием включения в реестр. Это стало главным аргументом для пензенского эксперта.
Проспект Ленина, 53 (магазин «Ритм»)
Здание достроили в 1953 году. Многие челябинцы помнят, что здесь находился магазин «Ритм», возле которого часто назначали встречи в ту пору, когда ещё не было сотовых телефонов. Уровень культурно-исторической ценности дома определён как средний, однако это не помешало эксперту исключить знаменитое здание из единого реестра ценностей.
Проспект Ленина, 49, и проспект Ленина, 47
Дома возвели в сороковые годы прошлого столетия по проекту архитектора Теодора Эрвальда.
Оба объекта получили средний уровень культурно-исторической ценности, но всё равно были исключены из реестра.
Улица Коммуны, 129
Жилой трехэтажный дом построен в 1951 году. В своей книге краевед и журналист Михаил Фонтонов отметил, что здание собрало в себе «едва ли не весь набор классических деталей отделки». Строение стало одним из последних в городе, после которых Челябинск стал застраиваться типовыми домами. В Челябинске всего пять подобных зданий. Однако по итогам историко-культурной экспертизы ценность дома признана низкой.
Здание, где погиб милиционер Харлов Л. (улица Гагарина, 2)
Лев Харлов родился в 1941 году, погиб в возрасте 24-х лет, получив смертельные травмы в погоне за преступником. На доме номер 2 на улице Дорожной была установлена памятная табличка. Позже улицу переименовали в Харлова.
— Выявленный объект культурного наследия был возведён в 1967 году согласно сведениям Федеральной службы регистрации, — пишет эксперт. — Однако в научной литературе упоминается, что данный дом и подобные окружающие дома были возведены в начале 1950-х годов.
Другим аргументом для эксперта стало то, что Харлов погиб не возле дома, а на следующий день после происшествия, в больнице.
Отметим, по данным Юрия Латышева, дома на КБС возводили с 1932 по 1938 годы, что отражено на карте 1939 года. И дом, о котором идёт речь, там уже обозначен, что служит доказательством его более ранней постройки.
Все экспертизы проводила архитектор из Пензы Светлана Васильева. Опыт работы женщины в сфере — 26 лет, учёной степени эксперт не имеет. Челябинские краеведы заметили ошибки в работе Васильевой.
— Экспертизы имеют фактические ошибки, видно, что сделаны наспех и под копирку, — сообщает Татьяна Пелленен. — Проверкой фактов в них сейчас занимается Юрий Латышев.
Корреспондент 31tv.ru связался с краеведом. Юрий Латышев также придерживается мнения, что экспертиза может быть «заказной».
— Всего экспертиза касалась примерно двадцати зданий, если считать по отдельности дома «немецкого квартала». Всё это — многоквартирные дома. Некоторые результаты экспертизы обсуждаются до 6 и 7, и до 14 февраля, однако на обсуждение на научно-методическом совете не выносились, — рассказал Юрий Латышев, добавив, что написал по этому поводу письмо замгубернатора региона Сергею Шалю.
Все экспертизы были заказаны единым лотом, документы по ним «написаны как под копирку», и все решения — отрицательные, резюмирует Латышев. Это не может не наталкивать на размышления, кому было выгодно лишить Челябинск исторического облика. Такого «вопиющего факта» в истории города ещё не было, уверяет краевед.
По мнению Латышева, Челябинск много потеряет, если все дома действительно уберут из реестра. Зданиям в это случае присвоят паспорт, однако этот документ не является гарантом защиты от перестроек, покрытия сайдингом и прочих «усовершенствований», сообщил краевед.
Ярким примером краевед назвал ситуацию вокруг дома на Ленина, 61. Этот знаменитый дом был лишён статуса объекта культурного наследия и вскоре останется без балконов. Власти, по словам Латышева, обещали сделать некую имитацию, но что это будет, и главное, как это будет выглядеть, пока сложно сказать.
Кроме того, решение вызвало недоумение и среди жителей города. Особенно возмущает челябинцев решение эксперта по «маленькой Германии».
— Жил там недалеко. Реально отдыхаешь от панельного, страшного, серого города. Да и советская архитектура мало радует, — говорит житель города Олег. — Сносить район — преступление. На ЧМЗ есть что сносить. Хрущёвки убирайте.
По словам челябинца, ему доводилось бывать в квартирах «немецкого квартала».
— Действительно не очень. Чтобы жить на современном уровне, надо внутри всё перестраивать. Но это хозяева должны делать, если захотят, — поделился впечатлениями Олег. — Здания можно реконструировать внутри и устраивать общественные, административные, клубы. Тем более это практически центр района.
Фото: wikimapia.org, vk.com, itogi74.ru, yandex.ru
Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru