Автострада. Выпуск 66 от 10 мая 2014 г.
Тестируем легкий военный внедорожник – ГАЗ-67
Серийный автомобиль ГАЗ-67 — советский военный вездеход с упрощённым открытым кузовом. Был создан под руководством ведущего конструктора Виталия Андреевича Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. Принимал участие в Великой Отечественной войне в основном на заключительных ее этапах. Позже, в Корейской войне.
Объемы производства 67го в годы войны были не велики, так как основное внимание Горьковский автомобильный завод уделял производству бронеавтомобиля БА-64Б, а так же львиную долю авто-вооружения составляли поставки из США.
Но ГАЗ-67 сыграл все же свою, немаловажную, роль. Машина использовалась в качестве штабного и разведывательного автомобиля. Кроме того, ГАЗ-67 мог перевозить пехоту и применялся для эвакуации раненых с поля боя, а также использовался как артиллерийский тягач для перевозки легких орудий.
Если попытаться представить идеальный военный вездеход, то мы получим примерно вот этот автомобиль.
Одним из определяющих факторов является стоимость производства единицы техники. Ведь дорогая и сложная конструкция просто невозможна в условиях войны.
Потому мы видим, что основная часть кузовных деталей сделана из плоского гнутого листа. Количество элементов, которые требуют сложного штамповочного оборудования сведено к минимуму.
Двигатель этого автомобиля абсолютно всеядный, пусть и не очень мощный, но тяговитый. Ему подходит любой бензин, и это было, наверно, самым весомым преимуществом среди привередливых американцев.
Колесная база 67го была значительно шире, чем у его предшественника. А нужно это было для того, чтобы автомобиль смог проходить по той же колее, что и военные грузовики.
Сейчас найти именно военный ГАЗ-67 очень сложно. У реставраторов и коллекционеров в основном послевоенные экземпляры. Они отличаются другой, штампованной решеткой. И большой удачей считается найти оригинальный деревянный руль и специальные, произведенные именно для этого автомобиля шины. На нашем Газе стоят именно такие — шины повышенной проходимости с грунтозацепами.
Хоть свою популярность этот автомобиль и заслужил уже в послевоенные годы, его можно по праву считать настоящим фронтовиком. Выносливым и стойким, таким же, как настоящий русский солдат. Сегодня ГАЗ-67 вне зависимости от года выпуска часто участвует в парадах, посвященных Дню Победы. И эту честь он, безусловно, заслужил.
Подготовка советских танков к Параду Победы
Хотя ретро-техника прошла демилитаризацию – у образцов заварена башня, и выведено из строя орудие – к параду её все равно серьезно готовят. На гусеницы устанавливают специальные насадки, которые уменьшают разрушительное действие на асфальт. Проверяют двигатель, смазывают ходовую часть и меняют отработавшие своё детали. Кстати достать их – не так-то просто.
ЧТЗ, эвакуированный из Харькова, специализировался на тяжелой технике. Здесь её и разрабатывали, и выпускали. Если Т-34 у нас собрано немногим более 5 тысяч, ИСов сошло с конвейера уже несколько десятков тысяч.
Советские танки, как и наши солдаты, быстро снискали уважение у противника. Бронетехника Красной Армии была не просто мощной, крепкой и надежной, но и многочисленной.
Главный символ победы в Великой Отечественной войне – танк Т-34. Эта легендарная машина не просто отвечала требованиям своего времени. Она продиктовала моду в танкостроении на несколько лет вперёд. По многим параметрам Т-34 был уникальным: литая башня, очень мощный дизельный двигатель. Что немаловажно: простое производство и неприхотливость в полевом ремонте. От танкистов тоже требовалась непритязательность, чтобы работать в спартанских условиях. Даже танки 50-х по сравнению с военными образцами покажутся комфортабельным транспортом.
Покажется удивительным, но Т-34 можно увидеть не только в музеях и на парадах. Танк до сих пор стоит на вооружении некоторых стран: например, несколько десятков есть в войсках КНДР, Йемена, Гвинеи, а у вьетнамской армии вообще почти полсотни. Так что его ещё рано «списывать со счетов».