Сколько денег закатали в асфальт? Челябинские дороги ежегодно ремонтировали не по гарантии, а за счет бюджета

19 апреля 2019 - 19:16
Дмитрий Бочко, Денис Афанасьев

Челябинская область еще долго будет расплачиваться за наследие Дубровского. О масштабах процветавшего воровства можно судить по разбитым дорогам Челябинска. Сколько денег было украдено на некачественном ремонте и почему придется заплатить еще столько же?

Дмитрий Бочко, корреспондент: «Это перекресток улиц Северо-Крымская и Труда — главное связующее звено между северо-западом и центром города. Чтобы добраться до работы и вернуться домой, ежедневно здесь проезжают тысячи автомобилистов. Из-за убитой дороги и множества ям, водители здесь постоянно оставляют подвески и колеса».

За последние 5 лет, мало кто из автомобилистов помнит эту дорогу в приличном состоянии. Асфальт ремонтируют, кладут заново, но каждую весну он снова расползается.

Борис Трофимов, профессор кафедры строительных материалов ЮУрГУ: «Наличие трещин в асфальто-бетонном покрытии говорит о некачественном асфальтовом или битумном вяжущем».

Другими словами, так выглядит воровство. В государственных контрактах четко прописывается, каким должен быть состав покрытия. И это не прихоть заказчика, это — закон. Если его нарушить — дорога быстро придет в негодность.

Борис Трофимов, профессор кафедры строительных материалов ЮУрГУ: «Должны быть специальные добавки: может быть, пробка, может быть, каучуковые добавки, которые повышают эластичность, в том числе при пониженных температурах. То есть сейчас законодательная база на это есть».

Для тех, кто решил украсть деньги, закон не препятствие. За последние два года фирма «Южуралмост», при непосредственном участии Бориса Дубровского, получила почти 20 млрд рублей на ремонт и строительство дорог. Для сравнения, на дорожную революцию Юревича понадобилось в четыре раза меньше. При этом, в городе были построены несколько развязок, мостов, расширены дороги. За 20 млрд рублей, истраченных Дубровским, Челябинск получил ямы, колдобины и грязь.

Сергей Зарецкий, начальник лаборатории Центральной строительной лаборатории: «Мы на прессе давим этот кубик для определения прочности данного куба».

Определить качество асфальта несложно — достаточно отправить его небольшую часть в специальную лабораторию. Там же можно понять, сколько и чего украли. Главное условие — лаборатория должна быть независимой. Качество асфальта, уложенного «Южуралмостом», проверяли собственные лаборатории «Южуралмоста».

Сергей Зарецкий, начальник лаборатории Центральной строительной лаборатории: «Частенько асфальт укладывается в дождь и снег, в какие-то влажные периоды, когда это делать не рекомендуется, а в некоторых моментах категорически запрещено. Но это делается, видимо, потому что у строителей сроки стоят».

Схем воровства на ремонте дорог существует множество. Но суть их сводится к одному: экономия на материалах и качестве укладки. Если воруют нещадно, с размахом, то дорога разваливается уже на следующий год.

Дмитрий Бочко, корреспондент: «Этот участок улицы Труда от Северо-Крымской до Энгельса ремонтировали 2 раза. В 2016 году и вовсе проводили капитальные работы. С этого момента наступает гарантийный срок – 4 года. Но даже сейчас результата каких-либо работ не видно».

Выполнение гарантийных обязательств — автоматически уменьшает прибыль в карманах жуликов. Гораздо выгоднее принять программу и планово ремонтировать одни и те же улицы. Ленинградский мост через реку Миасс ремонтировали в 2016, 2017, 2018 годах — и планируют продолжить в этом и следующем. Правда, на число ям и колдобин это никак не повлияло. Улицу Братьев Кашириных «капиталили» в 2016 году около Молодогвардейцев. Качество работы лично принимал губернатор. Дубровский прогулялся по свежему асфальту и поставил твердую пятерку. Через 2 года полотно здесь просто провалилось. Этим же летом здесь погиб мотоциклист. По словам очевидцев, работники «Южуралмоста» начали устанавливать аварийные ограждения только после трагедии.

«Да, достают знаки, сейчас будут устанавливать. «Южуралмост». Бортовой номер еще есть «052».

Чтобы оценить масштабы воровства, процветавшего при Дубровском, не нужны следственные эксперименты, обыски и аресты. Достаточно проехать из одного конца города в другой. Улицу Героев Танкограда ремонтировали в позапрошлом году, но полотно уже превратилось в стиральную доску. Улицу Рождественского закатали в 2018 — здесь уже появляются ямы. Руководство «Южуралмоста» неоднократно заявляло, что готово нести гарантийные обязательства. Но ни словом не обмолвилось — почему так быстро дороги приходят в негодность?

Алексей Струговец, директор по строительству и эксплуатации городских дорог компании «Южуралмост»: «3 года у нас межремонтный срок, поэтому и срок гарантии – 3 года. Поэтому мы приняли решение укладывать смесь, которая служит дольше, чем обычный асфальто-бетон».

Удивительно, но до того, как Дубровский стал губернатором, в городе умели делать хорошие дороги. Проспект Ленина, — самая загруженная магистраль Челябинска, — простоял с 2006 года без всякого гарантийного ремонта. Почти 12 лет. Дубровский явно не стремился побить этот рекорд. Челябинцы обреченно ездили по разбитым дорогам, в то время, как Дубровский накачивал «Южуралмост» миллиардами бюджетных рублей.

Яков Гуревич, эксперт по инфраструктуре: «Для чего монополия делается? Для того чтобы не контролировалось ничего, для того чтобы можно было устанавливать произвольные цены и отсасывать на этом деньги. Поскольку министр дорог был назначен губернатором, я подозреваю, что это был сговор».

Эти подозрения официально подтверждены расследованием ФАС. Журналисты даже отследили, куда ушли похищенные средства. При этом упускается главное — дорожному хозяйству области нанесен гигантский ущерб. Мало того, что деньги были украдены — на переделки и восстановление может понадобится в разы больше. Пятилетие правления Дубровского обошлось Челябинской области в миллиарды бюджетных рублей, десятки непостроенных школ, детских садов и больниц. И этот счет еще не закрыт.

Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в

все новости
Прислать новость