Нужно ли родителям учить уроки с ребенком

29 апреля 2020 - 03:36

 

На этот вопрос все психологи мира отвечают твердое «нет». А вот опрос по этому поводу, проведенный на одной из радиостанций, показал, что около 80% родителей считают иначе. Они уверены в том, что родители должны учить уроки вместе с ребенком, всячески ему помогая.
Давайте рассмотрим эти две противоположные точки зрение более пристально и попытаемся найти истину в негласном споре.
Психологи считают, что учить уроки с ребенком родителям не нужно. Каждый человек на протяжении своей жизни должен быть занят своим делом. Это способствует развитию как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Ведь если человек занят делом, он что-то производит, принося пользу и себе, и людям. Кроме того, именно в процессе деятельности происходит активное развитие и становление личности.
Психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк и др.) выделяют понятие «ведущий вид деятельности». Ведущая деятельность – это такая, которая в наибольшей степени способствует развитию человека на том или ином возрастном этапе его жизни. Всего существует три вида ведущей деятельности: игра, учеба, профессиональная деятельность. Конечно, человек может на протяжении своей жизни одновременно и работать, и продолжать учится, и даже играть в игры. Но в каждом возрасте один из указанных видов деятельности берет на себя главенствующую роль.

Нужно ли родителям учить уроки с ребенком - картинка 2

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, во взрослой жизни – профессиональная деятельность. Для школьника и студента ведущим видом деятельности выступает учеба. Именно в процессе обучения происходит всестороннее развитие личности ребенка. Но только в том случае, если ребенок учится самостоятельно.
Почему родители не играют вместо ребенка? Почему родители не контролируют ребенка на предмет того, правильно он играет или нет? Почему родители не звонят к другим родителям, чтобы выяснить, как их ребенку правильно играть? И когда ребенок вырастает и начинает заниматься профессиональной деятельностью, родители не делают работу вместо него, не контролируют то, как он делает свою работу, и даже не звонят другим родителям, чтобы детально расспросить, как свою работу делает их взрослый ребенок. Так с чего же вдруг такое пристальное внимание родителей к учебной деятельности детей?
На этот вопрос у родителей есть два ответа, которые тоже были выявлены в процессе их опроса:

  • Ребенок не хочет учиться самостоятельно, поэтому приходится «над ним сидеть».

То есть, делая уроки вместе с ребенком, «нависая» над ним, проверяя, как он выполнил домашнюю работу и прочее, родители, таким образом, заставляют ребенка учиться. Кого нибудь интересует, что в это время происходит в голове в ребенка? Он делает вывод о том, что:

  1. ему не доверяют;
  2. в его способностях сомневаются;
  3. он не самостоятельный;
  4. он безответственный;
  5. можно особо не напрягаться, ведь родители все сделают вместо него.

При этом давным-давно психологами и педагогами выявлены и разработаны методы мотивации ребенка к учебе, которые позволяют без потерь, гуманными способами повысить и школьную успеваемость ребенка, и уровень его самостоятельности, ответственности, целеустремленности с минимальным вмешательством родителей.

  • Школьная программа слишком сложная, поэтому приходится ребенку помогать. Если родители хотят помочь ребенку освоить школьную программу, им стоит предлагать ему обучающие занятия, например, такого типа: https://childdevelop.ru/worksheets/tag-klas2/. Они способствуют развитию когнитивной (умственной) и эмоционально-волевой сферы психики, что поможет ребенку учится самостоятельно.

Школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка. Обратите внимание: на ребенка, а не на взрослого, который закончил школу надцать лет назад и уже все забыл. Ребенку же на уроке представили новую тему, объяснили-показали, что и как нужно делать, привели примеры, записав их на доске. Ребенку остается «по свежим следам» сделать домашнее задание по этой же теме и даже схеме (по аналогии). Но он понимает, что для этого ему придется напрячь мозг, попробовать разные варианты решения задания, просмотреть, как подобное занятие делали на уроке, включить логику, смекалку, приложить волевые усилия (а именно на все это и рассчитана учебная деятельность). Так зачем же?! Если можно прийти к маме-папе и печально произнести: «Я ничего не понимаю». Родители, которые не проходили заданную тему сегодня утром и школьный материал уже забыли, смотрят на задание и по их телу пробегает дрожь. «Боже, какой сложный материал! Сейчас я тебе помогу, мое бедное дитя!». А ребенок при этом смотрит в книгу, видит… как по небу плывут облака. Он перекладывает ответственность за свою учебную деятельность с себя на родителей.
Почему родители ведутся на это? У всех причины разные. Есть родители тревожные. Они чувствуют себя спокойней, если их ребенок учится хорошо (хотя, по факту, это они учатся хорошо, а не ребенок). Есть родители амбициозные. Они хотят повысить свою собственную оценку в обществе за счет высоких оценок своих детей (они хвастаются успехами чада). Есть родители неадаптивно мыслящие. Они считают, что успехи в школе как-то связаны с успехами во взрослой жизни (хотя сама жизнь показывает, что связи нет).

Ребенок должен учится не для того, чтобы его родители спокойно спали по ночам, не для того, чтобы быть отличником и даже не для того, чтобы проложить себе дорогу в светлое будущее. Ребенок учится для того, чтобы активно развивать свои психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, речь, внимание, волю, эмоции). Ребенок учится для того, чтобы развивать свои психические свойства (характер, способности, самосознание, направленность). Ребенок учится для того, чтобы определиться со своей будущей профессией (какой предмет легче всего дается в школе, тем он и должен заниматься в будущем). Ребенок учится для того, чтобы социализироваться, усвоить нормы поведения в обществе и уметь правильно взаимодействовать с людьми. Все. Для этого не надо быть отличником и успевать по всем предметам всей семьей. Для этого нужно лишь одно: чтобы ребенок регулярно посещал занятия и учился так, как он может это делать самостоятельно.

Тысячи увлекательных их интересных практических заданий на сайте Childdevelop.ru — https://childdevelop.ru/worksheets/

Автор – Оверченко Алина, кандидат психологических наук, практический психолог.

все новости
Прислать новость