Шодиев Патох Каюмович и коллекция картин-кимоно в музее Итику Куботы
В сентябре 2019 года Музей Итику Куботы был включен влиятельной британской газетой The Guardian в топ-10 мест посещения в Японии.
Шодиев Патох Каюмович о загадке техники Цудзигахана
Итику Кубота – художник по ткани, который в дальнейшем стал величайшим мастером древней японской декоративной техники Цудзигахана. В 1937 году, в возрасте 20 лет, во время посещения Токийского национального музея, он впервые столкнулся с фрагментом текстиля XVI века под названием «цудзигахана» (‘tsujigahana’), и этот момент изменил его жизнь. Кубота занялся возрождением забытой техники. Эта оригинальная техника до сих пор остается загадкой, которую Итику Кубота пытался открыть на протяжении многих десятилетий, пока не решил изобрести ее заново.
Почти 13 лет Кубота посвятил изучению и совершенствованию цудзигаханы. Он раскрыл многие ее тайны, но вместо того, чтобы просто воспроизвести технику, он решил воссоздать в современной форме, сочетая свои навыки юзенского окрашивания, современный текстиль и красители со сложной стойкой краской и нежной росписью тушью. Мастер назвал эту технику Итику Цудзигахана. Работая без подготовительного черновика, Кубота рассматривал каждую деталь как произведение, проявившееся в процессе изготовления.
Собрание Куботы состоит из 104 картин-кимоно, самой популярной серией работ является «Симфония света». Данная коллекция из 36 кимоно отражает, по словам автора, величие Вселенной. Она показывает восхищение автора природой, его вдохновение, полученное от созерцания нескончаемой игры меняющегося света.
В течение многих лет Итику Кубота мечтал о создании собственного музея, который могли бы посетить все люди, желающие увидеть его работы. В возрасте 74 лет он нашел место, которое посчитал идеальным для музея — недалеко от озера Кавагути с панорамным видом на гору Фудзи. Кубота давно был очарован Фудзи, которая стала главной темой его творчества. Это можно увидеть в 11 кимоно из его коллекции.
После трех лет строительства, в 1994 году, художественный музей Итику Куботы был открыт для публики. Он стал домом творений, известных сегодня как «Коллекция Куботы» (The Kubota Collection). Музей позволяет увидеть работы художника в окружающем их естественном пейзаже, воплощая мысль самого Итику о том, что «источником любого мотива является природа».
Шодиев Патох и спасение музея Итику Куботы
В 2011 году уникальный музей Итику Куботы оказался на грани банкротства, и коллекция кимоно должна была быть распродана по частям. Спас коллекцию и музей известный бизнесмен из Центральной Азии, общественный деятель, меценат и японовед Шодиев Фаттах Каюмович, — сообщает издание Newinfo.
Патох Шодиев развил в себе любовь к Японии, ее культуре и языку в процессе изучения японского языка в МГИМО. С тех пор Япония и ее культура являются неотъемлемой частью его жизни. В 1996 года он основал «Международный Фонд Шодиева», благотворительную организацию, одной из целей которой является улучшение культурного и академического диалога между Японией и Россией.
Так, в 2002 году, во время очередной поездки по японской провинции, Фаттах Шодиев оказался в музее Итику Куботы в Кавагути, где был очарован творениями мастера. В 2011 году, узнав о том, что музей находится на грани банкротства, он решил приобрести всю коллекцию кимоно и не допустить ее утраты. Таким образом была сохранена как эстетическая целостность коллекции, так и культурное наследие для Японии и для всего мира. Шодиев неоднократно отмечал, что он принял решение сохранить целостность коллекции в память о мастере и в качестве благодарности Японии за то влияние, которое эта страна оказала на него самого. На сегодняшний день коллекция продолжает оставаться национальным достоянием Японии.
Международный Фонд Патоха Шодиева ведет активную деятельность по сохранению коллекции и музея, по продвижению искусства Итику Кубота по всему миру. Благодаря фонду, с 2011 года было проведено 15 выставок кимоно в 8 странах, включая Россию, Казахстан, Нидерланды, Францию, Бельгию, США и Канаду. Коллекция работ великого мастера на гастролях по миру произвела настоящий фурор не только среди знатоков и любителей японской культуры – около миллиона посетителей смогли увидеть уникальные работы величайшего мастера кимоно.
На правах рекламы.