Как изменился нетикет за 2020 год
Для начала разберемся, что это вообще такое. Этикет — это установленный порядок поведения людей, выражается в уважении к окружающим, хорошем отношении. А если представить, что нужно написать коллеге, другу или незнакомому человеку в сети? Тогда следует использовать термины «нетикет» или «сетикет» — это все обозначение сетевого этикета. Понятия существовали и в 80-е годы прошлого века. Но только сейчас нетикет обретает самостоятельность.
Есть ли какие-то нормы нетикета?
SMS-сообщения, форумы и общение по почте пользовались большим спросом до создания социальных сетей и мессенджеров. Они тоже предполагали определенные нормы:
- СМС (англ. Short Message Service) значительно облегчил коммуникацию до коротких сообщений в телефоне: типичные почтовые обращения «Уважаемый!» и «С уважением,» сократились до «Привет!» и «Пока». Активно стал использоваться язык смайлов и эмодзи: различные графические символы теперь обозначают человеческие эмоции. А правила их использования есть даже в справочниках.
- Письма, отправляемые электронной почтой — пример классической деловой эпистолярии, только теперь цифровая форма, а не «ручная». Ряд правил в общении: здороваться, прощаться, писать емко и кратко, уважать чужое время и не переусердствовать в использовании пометок важности.
- Создание почтовых ящиков и аккаунтов на форумах под никами перестали иметь связь с реальными ФИО. Пользователи стали подписывать себя под любыми словами: персонажами из массовой культуры, цифрами и другими сложными кодами. По этой причине стало важно относиться к виртуальному общению таким же образом, как и в реальности, идентифицировать себя и избегать анонимности. Чаще всего анонимными оставались комментарии и оскорбления от «троллей», которые поддерживали политику провокаций в сети. Троллинг является неприемлемым, но до сих пор существует сейчас.
- Вежливость — это то правило, которое действует всегда и везде, так обращение на «вы» является трендсеттером.
- Нетикет включает в себя важную составляющую — присутствие грамотности в коммуникации. Она подразумевает знание норм русского языка, грамотное правописание и избегание жаргона, опечаток, сниженной лексики. Моветоном было и тот факт, если человек не перечитывает тексты, напечатанные с «Т9», автозамена могла поменять слова на неприемлемые и абсурдные варианты.
- Традиция, которая перестала быть трендом — набор транслитом (mozhet byt tak), так и чередование регистра (ВсЕм ПрИвЕт), замена букв схожими цифрами или буквами другого языка (ш-w, я-9, ч-4 и другое).
Виртуальное общение весьма изменились с появлением мессенджеров и социальных медиа. Раньше люди не видели статус прочтения и видимости сообщения, негласное правило теперь — правильным считается дать понять отправителю, что письмо получено. Игнорирование с намерением стало нарицательным «игнором», а неспециальное, случайное — неумением вести диалоги в сети. «Гостингом» (от англ. Ghost, призрак) в 2010-х стали называть прерывание общения без объяснений. В других ситуациях блокировка людей или игнорирование — хороший метод избегать общения с неадекватным и непонятным человеком. А также понятие «флейминг» (англ. Flood, наводнение) обозначает разговоры «ни о чем», бессмысленные.
Создание различных сайтов и каналов мессенджерам теперь заменяют сообщества и форумы. В каждой «ячейке» образуются свои правила, которые прописывает модератор или администратор. Соответствие этике считается четкий грамотный ответ с указанием тега, отметкой пользователя через «собачку» (значок @), это показатель персонифицированной коммуникации.
Проверка фактов (фактчекинг) тоже является показателем интеллекта у собеседника. А активный шеринг («делиться», пересылать) считается спамом в сети. Онлайн «беседы» же могут иметь до нескольких тысяч пользователей, следовательно будет установлен topic (главная тема) в общении. Если же в беседе появляется отход от темы, добавление ссылок, ненужная реклама, то это можно назвать оффтопом (от англ. off topic, вне темы). Дурной тон -занимать трафик и забивать чужой кэш, это наравне с нарушением личного пространства. В некоторых странах моральный ущерб и оскорбления считаются недопустимыми нарушениями, регулируются законом. В наше время за публикации, лайки и комментарии, связанные с экстремизмом, терроризмом или другими угрозами, реально попасть в тюрьму.
Что же определяет культурность человека?
Обратимся к списку основ, которые определяют «культурность» человека:
- Плохой тон — задавать глупые и очевидные вопросы, которые с лёгкостью можно найти в Интернете.
- Важно изучить старые темы обсуждения в чате и FAQ (часто задаваемые вопросы).
- Дезинформация и клевета неуместны в сети в век доступной информации.
- Нужно относиться к чужому времени с уважением: оформление и удобное разделение на абзацы, хорошая пунктуация и грамотность речи. Отсутствие «технического» нетикета: верхний регистр в сообщениях (CAPS LOCK воспринимается всеми как крик), замена слов смайлами, эмодзи без повода, частое использование аббревиатур и сокращений, «мигалки» (отправка частей сообщений, букв).
- Выставление себя за другую личность (фейковые аккаунты) — это не только дурной тон, но и преступление.
- Не нужно беспокоить человека и добавлять его в беседы, отмечать на фото и видеороликах, поздравлять на каждый праздник (есть исключения: памятные даты, которыми поделился пользователь, дни рождения), так и комментировать записи, приглашать на онлайн-игры, просить делиться и ставить лайки.
- Не следует злоупотреблять массовым фолловингом (англ. Follow, преследовать, в значении подписки), однотипными постами и постоянным появлением постов с детьми и животными.
- Желательно пожаловаться на деструктивный и вредоносный контент в Интернете (порнография, агрессивные призывы, оскорбления).
- Чрезмерная персональная информация в сети нежелательна, ради собственной безопасности (легко найти человека).
- Кратко и тезисно излагать мысли, не записывать длительные голосовые сообщения — качества хорошего собеседника. Иногда можно отправить голосовое сообщение «по делу».
Нужно помнить, что деловой этикет имеет ситуативность общения: использование специального сленга, профессиональных терминов, а также наличие строчного регистра и написание сообщений без точек в конце — это свойство дружеской и менее формальной коммуникации.
Все вышеупомянутые правила больше имеют отношение к письменному общению, в период пандемии были сформированы «топы» недопустимых вещей во время видеозвонков.
Чего нельзя делать во время видеоколлов
Небольшая пометка: значения слов обретают дополнительный смысл в связи с изменением языка. Английское слово meeting раньше носило такой смысл: «массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов в данный момент, для выражения солидарности или протеста». Сейчас употребления слова имеет другое значение (прямой перевод) — это встреча, обычно проводится онлайн.
Следовательно, во время видеоколлов (англ. Videocalls) НЕ стоит делать:
- Опаздывать.
- Есть во время видеозвонка, а пить воду с приглушённым микрофоном.
- Проводить встречи без перерывов.
- Слать избыточные сообщения.
- Находиться в местах скопления людей (шумных местах).
- Перебивать собеседника и жаловаться на связь.
- Не подключать видео, не иметь картинок, аудио (если не просили выключаться).
- Часто встречаться, так как это может утомить собеседника.
- Бросать и оставлять на фоне личные вещи, создавать беспорядок, лучше не использовать не подходящие «маски».
- Отвлекать других участников уведомлениями.
- Лучше оградить домочадцев от появления в мониторе, это может вызвать неловкое положение.
Стоит помнить, что здесь были представлены только основные правила нетикета: они зависят от менталитета и страны. Важно следовать правилам поведения в обществе, поскольку они способствуют формированию личности, а впечатления о человеке влияют на успешность.
Добавим, с оригиналом материала вы можете ознакомиться на сайте El.kz. Там же вы можете прочитать другие новости культуры, спорта, науки и даже найти полезные лайфхаки.