«Героиня — женщина с реальными проблемами». Режиссёр новогоднего шоу — о том, чем была не удовлетворена Снежная королева
Сколько длилась подготовка к шоу «Снежная королева»?
Подготовка к шоу началась более чем полгода назад. Мероприятие очень большое. Мы начали работать над музыкальным материалом сначала, потом над сценарным материалом. Практически, как отвели предыдущее шоу в «Юности», мы начали работы над следующим. Записывали музыкальные партии, после присоединились актёры, спортсмены… В среднем, с актёрами у нас репетиции проходили раз в неделю. С коллективами репетиции проходили два раза в неделю.
Вы присутствовали на всех репетициях?
Естественно, не удавалось присутствовать на всех репетициях. Потому что коллективы — и различные спортивные, и официальные федерации — они репетировали самостоятельно. Мы контролировали процесс через видео, через общение. На каких-то репетициях получалось присутствовать лично. С актёрами — я присутствовал на всех репетициях. Мы работали над записями фонограмм, над актёрским мастерством, над мизансценами — всё это мы прорабатывали вместе. На самом шоу я был, я видел всё, все три показа.
Как оцениваете результат?
Основная задумка воплощена, безусловно. Мне результат понравился. Есть такие моменты, которые, как мне кажется, нужно профессионально переработать, но как готовый продукт меня это мероприятие устроило. От каких-то моментов, которые были в начальной задумке, нам пришлось отказаться из-за технических аспектов. То есть некоторые виды спорта не смогли поучаствовать, например, где-то технически не было возможности использовать ту или иную аппаратуру. Но в целом то, что в финале получилось, мне нравится.
Мне вот хотелось, допустим, там ещё коня использовать в одном из номеров. Но как только мы начали переговоры с площадкой, технически не получилось запустить коня, поэтому пришлось от него отказаться.
О какой аппаратуре речь? Многим зрителям не хватило зрелищности, световых эффектов…
Световое шоу — самая затратная часть в принципе по смете в бюджете мероприятия. Мы заплатили колоссальные просто деньги. Если посмотрите, у нас же есть официальный ответ на 28-и листах, который мы публиковали у себя на страницах в социальных сетях. Там есть перечень этого оборудования, его очень много и стоит это всё очень дорого. То есть как раз к световому шоу претензий у меня никаких нет в плане эффектов. Есть и генераторы снега, и всё это мы искали чуть ли не по всей стране. В России в принципе очень мало таких предметов, такого оборудования. Мне вот хотелось, допустим, там ещё коня использовать в одном из номеров. Но как только мы начали переговоры с площадкой, технически не получилось запустить коня, поэтому пришлось от него отказаться.
Как вы оказались в этом шоу?
Группу Fizica я и основал, я создатель и инициатор всех этих проектов. Мы уже работаем пять лет, по всей стране, у нас мероприятия проходят в Москве, Петербурге, других городах-миллионниках, в частности, в Челябинске. С шоу мы начали работать с прошлого года. К новому году мы решали вопрос, почему бы не провести эксперимент и не сделать шоу спортивного характера, социально полезное, которое могло бы популяризировать наши местные виды спорта, местные команды. Они с радостью шли на этот проект. Этой идее год, мы планируем её и дальше развивать, поскольку определённый позитивный эффект есть. Мы собираем статистику, собираем отзывы, и не может не радовать то, что позитивных отзывов существенно больше, чем негативных.
Расскажите о сценарии спектакля. На сайте шоу говорится, что «сценарий разрабатывался с учетом мировых трендов драматургии». Кто автор сценария и о каких трендах идет речь?
Сценарий всегда разрабатывается фокус-группой, у нас есть специальные люди, кто-то отвечает за любовные сцены, кто-то — за батальные сцены и так далее. Я, в частности, участвовал в такой группе и в целом координировал сценарную работу. О трендах: если могли заметить, сейчас для многих сказок, в прошлом детских, классических, идёт очень много адаптаций, в том числе голливудских. И существует тренд на естественность, то есть мы, в смысле, деятели, которые занимаются такой адаптацией, пытаемся добавить в сценарий естественность, живость. Даже не бытность, а быт. Мы пытаемся сделать сказочных персонажей более реальными, объяснить людям, в чём мотивация героев, какие могли быть у них подтексты. В «Снежной королеве» то же самое — мы пытаемся показать, и это делает сейчас множество режиссёров, в первую очередь, кинематографистов, — мы видим, как у нас выходят различные диснеевские адаптации, переработки популярных сказок. Именно поэтому мы и решили так же поступить и попробовать провести такой сценарный эксперимент — рассказать сказку, но с более глубокой, более реальной точки зрения.
Когда королеву, ещё не Снежную, её дезинформируют, её шокируют, она находится под влиянием стрессов, она становится более жестокой.
Согласно сюжету — какие качественные изменения проходит Снежная королева?
У нас Снежная королева — это в первую очередь человек, личность, это женщина, имеющая вполне реальные проблемы, потребности и характер. И если обратиться к сценарию, который был опубликован и находится в общем доступе, мы видим там две сюжетных линии, где у нас есть королева и актриса, которая её играет, и эти две параллельные линии абсолютно симметричны друг другу. И проблема возникает в чём: вот когда королеву, ещё не Снежную, её дезинформируют, её шокируют, она находится под влиянием стрессов, она становится более жестокой. Под влиянием обмана, под влиянием отрицательных тенденций в обществе — там же затрагивается вопрос предательства, дружбы, доверия, — из-за того, что мир вокруг неё становится жестоким, ею начинают пользоваться, она тоже становится жёстче и превращается в Снежную королеву, которая уже холодная, бесчувственная и совсем по-другому воспринимает происходящее.
Ни о какой измене в сценарии речи не шло. В реплике: «Вы какая-то неудовлетворённая», — я вообще в шоке. Она просто вырвана из контекста.
Некоторые родители обвиняли сценарий в пошлости. Согласны ли вы с тем, что там есть «взрослые» моменты?
Я думаю, что шестилетнему ребёнку вполне всё должно быть понятно. «Шесть плюс» — это всё-таки законодательное ограничение, связанное с законом о защите детей от информации, представляющей угрозы для их здоровья и развития, а вообще, сценарий писался так, чтобы был понятен и детям, и взрослым. Задача была — сделать так, чтобы взрослым тоже было интересно и, как мы видим по реакции общества, им это было интересно. А про детей могу сказать, что мы получили порядка десятка позитивных отзывов, где родители говорили, что ребёнок задаёт какие-то вопросы, ему просто объясняют и ему всё становится понятно. То есть для него это даже идёт какая-то просветительская работа. Ни о каких пошлостях в сценарии речи быть не может, для этого он и опубликован в точном соответствии с тем, что происходило на сцене. Можно посмотреть все урывки из контекста по поводу измен и прочего — ни о какой измене в сценарии речи не шло. В реплике: «Вы какая-то неудовлетворённая», — я вообще в шоке. Она просто вырвана из контекста. У нас оценки «три» — «удовлетворительно» — она же тоже не несёт никакого эротического подтекста. Но почему-то люди странно реагируют. Почитайте контекст. Там идёт речь о неудовлетворённости её карьерой. Я считаю, что всё это намеренная провокация, когда люди просто пытаются перевернуть всё с ног на голову.
Как бы вы описали в двух словах основную идею спектакля?
Спектакль должен был показать людям, что сказка может быть реальностью, а реальность может быть сказкой. То есть у нас идёт сюжетная линия, которая полностью повторяет реальность — бедного провинциального театра, и есть сюжетная линия сказки, «Снежной королевы», и они очень сильно друг с другом совпадают. Во-первых, мы показывали человеческие проблемы. Сказочные персонажи — тоже люди, а люди тоже могут быть волшебниками, которые могут творить чудеса. Финал у нас счастливый — вот он, волшебник, муж, режиссёр этой постановки, который ездил в Москву, чтобы устроить жене новогодний сюрприз, подарок — эфир на радио, который она хотела. И мы также затрагивали социальный вопрос, в том числе, почему у нас выбрана локация провинциального театра — чтобы показать жертвенность нашей культуры, ей жертвенное состояние. Она переживает не самые лучшие времена — вопросы эти мы постарались поднимать, но там уж кто что увидел…
Планируете работать над ошибками, дорабатывать этот спектакль к следующему году или его больше не будут показывать?
Спектакль в любом случае будет сохранён, там была проведена капитальная работа, даже для того, чтобы его один раз показать. Это очень большие материальные и физические затраты, которые мы претерпели лично, поэтому все комментарии, объективные и необъективные, конструктивные и не очень, мы это всё учитываем безусловно. Всё равно мы будем стараться сделать так, не чтобы понравилось всем, а чтобы избежать лишних провокационных элементов, которые мы сейчас сможем наблюдать и являются поводом для информационной спекуляции. Мы его будем дорабатывать, модернизировать, возможно, сделаем более разветвлённую систему выборов, потому что все три постановки заканчивались одним и тем же, потому что люди делали идентичный выбор. Мы попробуем усложнить эту систему, чтобы не от одного выбора зависело, а от нескольких, например. В общем, будем модернизировать, учитывая всё.
Напомним, ранее стало известно, что организаторы готовы предложить недовольным зрителям в качестве компенсации билеты на другое шоу. Ранее они опубликовали подробный ответ на претензии зрителей. Так, по их словам, изначально было заявлено, что шоу имеет оригинальный сценарий и не является адаптацией сказки о «Снежной королеве».
Само шоу состоялось 6 января и получило множество негативных отзывов. Первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт прокомментировала ситуацию, сложившуюся вокруг «грандиозного» и «зрелищного» шоу «Снежная королева», разочаровавшего зрителей. Кроме того, по решению главы региона Алексея Текслера в ближайшее время будет проведена всесторонняя служебная проверка, в ходе которой оценят действия должностных лиц правительства по участию в организации и проведении данного мероприятия. О реакции губернатора Челябинской области сообщили в пресс-службе правительства.
Фото: Алексей Суслопаров/соцсети; FIZICA/vk.com
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru