Без пассажиров, но с деньгами. Счетная палата России проверит расходование бюджетных средств на организацию авиаперевозок

Долетались. Контрольно-счетная палата области совместно с федеральным ведомством проверит Миндортранс по субсидированию авиаперевозок в Челябинской области. Ревизоры оценят как чиновники расходовали бюджетные средства. Что думают эксперты об оплате рейсов без пассажиров?
2 июня 2020 - 17:56
Василий Петров, Павел Востротин, Андрей Грищук

Контрольно-счетная палата начала проверку в региональном Минтрансе. Ревизоры выяснят, насколько эффективными было выделение денег авиакомпаниям на региональные перевозки. Речь идет о программах субсидирования. Когда выполнение не самого популярного рейса частично оплачивает государство. Механизм создан для стимулирования авиакомпаний расширять маршрутную сеть в обход Москвы. А бюджетные вливания позволяют перевозчикам избежать убытков.

Пресс-служба Контрольно-Счетной палаты Челябинской области: «Предусмотрена проверка деятельности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области по созданию условий для организации воздушного сообщения по региональным и местным авиаперевозкам, бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджета, направляемых на поддержку и развитие региональных и местных авиаперевозок».

Речь идет о субсидируемых авиамаршрутах из аэропорта Челябинска в период с 2017 по 2020 год. Их запускали в рамках софинансирования с федеральным бюджетом. Также проверка может коснуться скандальной истории с авиакомпанией Ямал. Бывший губернатор Дубровский прочил ее в базовые перевозчики Челябинского аэропорта. Фирма из ЯНАО даже запустила несколько маршрутов, на которых областной бюджет компенсировал стоимость до 85% пустых мест.

Александр Подопригора, политолог: «Тогда речь шла о частной авиакомпании Ямал. Которой губернатор Дубровский, проведя решение через Заксобрание области, выделил из бюджета области 250 миллионов рублей. Это — 1/4 миллиарда. А планировалось миллиард выделить, но не успели».

Заполняемость на дотируемых рейсах в среднем составляет 60%. И если в летний сезон билеты в Краснодар или Минеральные Воды пользуются спросом, то рейсы в Красноярск, Горно-Алтайск или Белоярский не заполняются никогда. По итогам первой половины 2020 года ситуация и вовсе печальная. Спад перевозок составил от 30 до 60%. Из-за пандемии некоторые самолеты летают пустые.

Карина Бородина, бортпроводница: «Знакомые сидят дома. Те, кто летает, летают не полностью. Загрузка, естественно, не полная. Люди есть, но летают самолеты маленькие — человек по 20-30. Думаю там вряд ли полная загрузка будет».

При этом о пересмотре выделяемых перевозчикам сумм речи не идет. По словам чиновников, субсидирование рейсов, на которых летают несколько десятков человек в месяц, поможет удержать бизнес авиакомпаний на плаву. В 2020 году деньги из бюджета Челябинской области получат «ЮВТ АЭРО» из Бугульмы и Московская «РусЛайн».

Александр Филиппов, первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области: «Авиаотрасль — она тоже наиболее пострадала. И стоимость аренды или покупки борта значительно выше, чем стоимость, скажем, автобуса. Это наиболее дорогой вид транспорта. В связи с этим как раз софинансирование и субсидирование отрасли помогает выжить в этот трудный период».

Эксперты считают весь механизм предоставления денег авиаперевозчикам малоэффективным. К тому же не выполняющим главную цель — создание дешевых и удобных для пассажиров авиарейсов. Ведь билеты на субсидируемые рейсы ненамного дешевле полетов через Москву. Например, полет в Новосибирск напрямую обойдется пассажиру в 8100 рублей, а через Шереметьево — всего на 800 рублей дороже. Хотя авиакомпания экономит на топливе и обслуживании, да еще и получает субсидии.

Александр Подопригора, политолог: «Стоит ли спасать компании Ямала и других регионов России, бедные? За счет их [южноуральцев] доходов, которые тоже резко упали. Я думаю такие проверки, они покажут: в чьих интересах это делается. Потому что это не только нелогичные, неоправданные решения. Это еще и очень коррупционноемкие решения».

Контрольно-счетная палата Челябинской области совместно с федеральным ведомством будет проверять эффективность расходования бюджетных средств почти полгода. Аудит завершится в первой половине ноября. Результаты проверки покажут, будут ли и дальше частным компаниям выделяться бюджетные деньги за пустые кресла в самолетах.

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость