Снова не по науке? Новое ТЗ на разработку транспортной схемы региона раскритиковали составители прошлой версии техзадания

По поводу закупки на разработку "плана транспортного обслуживания населения" Челябинской области поступило больше 230 вопросов и запросов на уточнение от потенциальных участников.
5 декабря 2024 - 15:38
Иван Абросимов
Посадка пассажиров на междугородный автобус

Посадка пассажиров на междугородный автобус

Фото: 31 канал

Закупка на разработку транспортной схемы Челябинской области еще не завершилась, а повод ее обсудить уже есть. Вторая попытка найти подрядчика на гигантскую научную работу снова вызвала кучу вопросов от экспертов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Основным критиком новой закупки и ее техзадания стал московский эксперт Михаил Якимов.

Это директор Института транспортного планирования, учредитель одноименного ООО и действительный член «Российской академии транспорта». Институт и РАТ направили сразу 228 вопросов по документации аукциона. А сам Якимов новый вариант техзадания прокомментировал так:

У нас много вопросов к ТЗ. Точнее есть аж 228 вопросов к ТЗ! И это только у нас. Сейчас просто очень много криминала и коррупции на рынке транспортного планирования. Надо освещать эту тему получше, чтобы избежать этого всего. Объяснять людям. Не давать чиновникам разбазаривать деньги. Заставить их думать, заставлять их работать, заставлять отвечать на вопросы.

Стоит отметить, что прошлый вариант закупки у московских экспертов вопросов не вызвал. Возможно это связано с тем, что предыдущее техзадание было по большей части «копипастой» документа, разработанного «Институтом транспортного планирования» (не путать с одноименной коммерческой фирмой).

Еще с десяток вопросов прислали другие потенциальные участники закупки и заинтересованные лица. Стоит отметить, что гигантскую работу по оформлению ответов специалисты Миндора провели довольно оперативно. Все разъяснения были опубликованы за 2 дня до окончания торгов.

Михаил Якимов обменялся впечатлениями с челябинцами

Михаил Якимов обменялся впечатлениями с челябинцами

Фото: 31tv

О чем спрашивали Миндор?

228 вопросов от одной организации — это, конечно, очень похоже на троллинг. Но бессмысленных среди них нет. Все претензии к ТЗ можно разделить на несколько больших категорий. Первое — это неточные и неоднозначные формулировки. В Челябинском Миндоре даже изобрели собственные термины: «формульный переход», «оборотное устройство», «функциональное дублирование маршрутной сети» и другие.

Вторая группа вопросов — откуда брать критерии оценки, KPI, не очевидные нормативы и прочее? Здесь у специалистов регионального Миндортранса ответы не блещут разнообразием:

— Критерии определяются Исполнителем самостоятельно.

— Выбор методики определяется Исполнителем самостоятельно.

— Поиск действующих нормативных требований и определяющих их документов является задачей Исполнителя.

Ну и третья категория вопросов: получение данных. В прошлой редакции ТЗ было описание необходимого соц-исследования и установлены его параметры (по оценке социологов, оно получалось очень сложное и дорогое). В этот раз необходимость соцопроса прописывается одной строкой. Что надо спрашивать у людей? Исполнитель должен разобраться сам. А, скажем, информацию по междугородним пассажиропотокам нужно взять из данных операторов мобильной связи. При этом подрядчик должен сделать это тоже сам, обратившись к Мегафону, Теле-2, МТС, Билайну. Правовые основания такого взаимодействия — не уточняются.

Маршрутки

Фото: 31tv.ru

Главная проблема никуда не делась

Прошлый вариант закупки местные эксперты по транспортной инфраструктуре называли коррупционно емким. И в новой редакции главная проблема никуда не делась. Задание на разработку транспортной схемы региона полностью отдается на откуп подрядчику. От формулировки конкретных целей и задач создания плана транспортного обслуживания. И до разработки критериев оценки качества исполнения этого плана.

На одном этапе работы не может выполнять тот, кто выполнял предыдущий. В противном случае исполнитель всегда может подготовить материалы к следующему этапу, гарантирующие ему преимущество, а это уже нарушение конкуренции и коррупция. Кроме того, независимость участников каждого следующего этапа является средством контроля качества предыдущего, — рассказал эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич.

Впрочем, стоит оценить старания Министерства дорожного хозяйства и транспорта: судя по ТЗ, чиновники действительно хотят получить серьезную обоснованную работу и конкретные предложения по развитию транспорта (в некоторых субъектах РФ задание на разработку транспортного плана умещается на паре страниц). Правда, исполнить свои желания они хотят попроще и за один раз — в рамках единственного аукциона.

В ФАС ответили на заявление

ФАС

Фото: chel.fas.gov.ru

А вот теперь, деньги — это главное

Ну а подача предложений по участию в закупке уже завершилась. Комиссия Миндора даже успела рассмотреть вторые части заявок (это, в которых говорится не про деньги). Максимальные баллы получили сразу 8 участников торгов.

Напомним в прошлый раз критерии отбора в Министерстве установили настолько жесткие, что максимальный балл получил только один потенциальный подрядчик — ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта». Всего в торгах участвовали 5 компаний и ближайший конкурент едва дотянул до 30 баллов. Такая избирательность заинтересовала УФАС. И именно из-за нее антимонопольщики отменили предыдущие торги.

Первые части заявок, с финасовыми предложениями, комиссия рассматривает уже почти неделю. И тут сейчас главное: кто предложил исполнить работу за меньшую сумму, но не слишком низкую. Падение в цене больше, чем на 25% отнимает от рейтинга заявки сразу 10 пунктов.

 

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость