Экология дорожного строительства: виды воздействия, взаимосвязь, технологические процессы

16 января 2020 - 12:30

Автомобильные магистрали оказывают в процессе эксплуатации негативное влияние на окружающую среду. Грамотное проектирование автодорог, с использованием мирового опыта, позволяет значительно уменьшить вредное воздействие на экологию. Важно в процессе строительства соблюдать заложенные в проекте концепции и рекомендации.

Виды воздействия на окружающую среду

Автотрассы оказывают различные виды неблагоприятного влияния на окружающую природу. В число вредных воздействий входят:

  • загрязнение воздуха токсичными веществами из-за выхлопных газов автомобилей;
  • поступление вредных компонентов, содержащихся в горюче-смазочных материалах в почву и подземные воды;
  • загрязнение близлежащих водоемов;
  • шум, вибрация, ионизирующее излучение от движущейся техники;
  • пыль от перемещения транспортных средств.

На стадии проектирования и строительства можно добиться значительного снижения негативного воздействия на экосистему. Выявить возможные виды воздействия на окружающую среду от новых дорог или проанализировать влияние существующих автотрасс помогут специализированные компания, сфера деятельности которых – инженерные изыскания. Фирма ООО «ГЕОЭксперт» имеет большой опыт работ в области инженерно-экологических исследований.

Взаимосвязь строительства дорог и экосистемы

Каждая дорожная магистраль представляет собой отчужденную у природной среды полосу значительной протяженности. Сооружение искусственно приспосабливается к движению автотранспорта. Дорога является чужеродным элементом для естественного ландшафта и экологической системы.

Строительство автотрассы может значительно поменять окружающий ландшафт. Изменения приводят к вторжению в мир животных и птиц. Они могут разрушить места обитания животного мира.

Технологические процессы при строительстве дорог

Любое дорожное строительство начинается с выбора трассы, по которой будет прокладываться автомагистраль. Местность не всегда бывает пустынной, часто подготовка связана с вырубкой леса.

К технологическим процессам при сооружении дорог, оказывающим влияние на окружающую среду, также относятся следующие мероприятия:

  • срезка почвенно-растительного слоя;
  • работа спецтехники и других механизмов, движение автотранспорта;
  • отчуждение территории, расчленение ландшафта;
  • рытье траншей и котлованов;
  • возведение дорожного полотна – перемещение грунта, устройство подстилающих слоев, укладка финишного дорожного покрытия;
  • производство строительных материалов для целей дорожного строительства;
  • сварочные, монтажные, другие виды работ;
  • скопление отходов по всей протяженности строительства дороги.

Неблагоприятное влияние на экологию от эксплуатации дорожно-строительной техники, землеройных машин, грузоподъемного оборудования, прочих механизмов и спецтехники носит временный характер. Длительность воздействия зависит от продолжительности строительства или ремонта автодороги. Загрязнение выражено следующими факторами:

  • протечки и проливы нефтепродуктов на землю в процессе заправки, обслуживания и эксплуатации спецмашин;
  • шум от работающей техники;
  • образование пыли от передвижения машин и транспортировки строительных материалов.

Природоохранные мероприятия

При проектировании автомобильных дорог необходимо отдавать предпочтение вариантам с наименьшим вмешательством в существующий природный ландшафт. Обязательно учитывается возможность сохранности ценных лесных массивов, путей миграции диких животных, обитателей естественных водоемов.

Автомагистрали нельзя прокладывать по территории заповедников, других природоохранных зон. Озера, реки должны оставаться за пределами защитных зон, которые устанавливаются для каждого водоема индивидуально. Защитные зоны учитываются и при прокладке автомобильных трасс рядом с местами отдыха – пансионатами, санаториями, курортами и прочими.

При строительстве дорог учитывается направление господствующих ветров. Трассы должны располагаться с подветренной стороны относительно населенных пунктов в целях минимизации транспортного шума и загрязнения от выбросов машин. Направление ветров для дорог, прокладываемых в лесных массивах, необходимо учитывать для обеспечения естественного проветривания.

Если шум от транспортных средств будет превышать санитарные нормы, то следует предусмотреть шумозащитные мероприятия. В их число входят:

  • возведение барьеров, земляных валов;
  • посадка зеленых насаждений;
  • прокладка дорог в выемках.

Значимость грамотной оценки факторов, воздействующих на природу при строительстве дорог трудно переоценить. В связи с этим важно сотрудничество с организациями, которые профессионально занимаются инженерно-экологическими изысканиями.

Новости партнеров
Стали очевидцем события? Пришлите нам новость