Подвела наука. Миндор пытался получить в подрядчики 24 ученых, а получил предписание от УФАС
Требования к участникам торгов забраковало УФАС
Заключение контракта на создание научно-обоснованной схемы общественного транспорта во всей Челябинской области откладывается на неопределенный срок. Торги отменены по жалобе научной организации из Санкт-Петербурга. «СПбГАСУ — Дорсервис» составило обращение в Челябинское УФАС. Представители компании считают, что требования к исполнителям научной работы противоречивы и могут использоваться для занижения рейтинга отдельных участников закупки.
Действия Заказчика являются неправомерными, ограничивают конкуренцию и сужают круг потенциальных участников закупки. Заказчик намеренно формирует положения извещения таким образом, чтобы ввести участников закупки в заблуждение, а также создать дополнительные основания для отклонения заявок, — говорится в жалобе.
Детали претензий сводятся к одному — в требованиях указаны конкретные специальности, образование по которым должны иметь исполнители. Кроме этого, есть требование к наличию у специалистов подрядчика ученых степеней. По документам закупки, преимущество при заключении контракта должна была получить организация с 24 учеными в штате.
Деньги — не главное!
Всего 20% оценочных баллов формируются из величины «скидки», которую может предложить будущий подрядчик. Начальная цена контракта 59,4 миллиона. И даже опыт не так важен. Поскольку 11 подобных контрактов на сумму не менее 60 миллионов –вполне выполнимое условие. Самый жесткий критерий отбора — научные звания исполнителей.
У идеального подрядчика в штате должны трудиться 12 специалистов с ученой степенью в сфере технических наук. И еще 12 — со степенью по экономике.
Мы спросили эксперта по транспортной инфраструктуре Якова Гуревича: насколько необходимо такое количество серьезных ученых для разработки транспортного стандарта.
Транспортные проекты не являются научной работой. Соответственно, требование научных степеней не имеет оснований. Ни в одном некоррупционном конкурсе в мире таких требований быть не может, — поделился своим мнением Гуревич.
Впрочем, в Миндоре пояснили, что такое требование не ограничивает конкуренцию. И назвали почти 2 десятка организаций, которые могли бы пройти по этим критериям. В основном это федеральные и региональные НИИ. Что примечательно, создателей транспортной схемы Челябинска – ЮурГУ в этом списке нет. Но, так или иначе, доводы чиновников антимонопольную службу не убедили.
Доказательства того, что НИР, предусмотренные Техническим заданием, могут выполнить исключительно кандидаты и доктора наук, получившие научную степень по специальностям с шифрами 2.9.1, 2.9.3 и 5.2.3, заказчиком в материалы дела не представлены, — говорится в решении УФАС по Челябинской области.
Есть вопросики
Вопросы к закупке возникли не только по поводу жестких требований к исполнителям. С конца августа организаторам аукциона поступило 49 вопросов. Главное недоумение у потенциальных участников закупки вызвало требование к подрядчику самостоятельно разрабатывать и устанавливать условия своей работы и критерии ее оценки.
Например:
— состав информации, необходимой для НИР, определяет Исполнитель..
— Выполнение Исполнителем подпункта 2.6 пункта 2 раздела 3.3 Описания закупки позволит сделать предварительную оценку ориентировочных нормативов регионального стандарта транспортного обслуживания
— состав ДТП, включаемых в оценку, определяется Исполнителем по согласованию с заказчиком
Это все выдержки из официальных ответов за подписью Николая Горяева, начальника управления транспорта Миндора области.
По сути, в одну многомиллионную закупку запихнули все: определение изначального состояния транспорта в регионе, определение значимых критериев в работе транспорта, разработка улучшений. У потенциального исполнителя в таком случае полностью развязаны руки. Можно разрабатывать любой проект и подтверждать его своими же исследованиями, выбрав «удобные» метрики.
Для любого транспортного проекта последовательность следующая:
— обоснование, почему этой темой нужно вообще заниматься;
— разработка ТЗ;
— разработка проекта;
— экспертиза проекта.
Всеми этими работами должны заниматься профессионалы. Выбор – на основании конкурсов или чего-то подобного. Причем ни на одном этапе работы не может выполнять выполнивший предыдущий. Только так можно обеспечить качество. В противном случае исполнитель всегда может подготовить материалы к следующему этапу, гарантирующие ему преимущество, а это уже нарушение конкуренции и коррупция. Кроме того, независимость участников каждого следующего этапа является средством контроля качества предыдущего, поделился своим мнением эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич.
Впрочем, составление ТЗ или критериев оценки работы часто занимаются сами заказчики. В дорожных министерствах разных регионов есть целые департаменты, которые ведут такую работу. И поэтому составляемые ТЗ везде разного объема и качества. Например, в Архангельской, Астраханской областях, Красноярском крае или Дагестане. Там закупки по созданию транспортного регстандарта, кстати, уже отыграли и начали исполнение контрактов. Чиновники в Челябинской области решили пойти «своим путем».
ТЗ составляли всем комитетом или всем институтом?
В числе запросов с уточнением деталей на первом месте: откуда ТЗ на такую действительно масштабную исследовательскую работу? Дело в том, что почти все тех.задание повторяет методическую разработку «Института транспортного планирования». Это подразделение общественной организации «Российская академия транспорта».
— Описание объекта закупки утверждено заместителем Министра дорожного хозяйства и транспорта А.В. Егоровым, который согласно [официального] сайта является членом Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта. Просим разъяснить, является ли РАТ, ее подразделения и сотрудники специализированной организацией, согласно ст. 40 44-ФЗ (Организация, привлекаемая к разработке закупочной документации не имеет права участвовать в закупке. — прим. Ред.)? — говорится в запросе.
Действительно, ТЗ, опубликованное Миндором Челябинской области, практически дословно повторяет методическую разработку общественников. Различия даже не на уровне рерайта. В текст просто добавили название «Челябинская область» и добавили несколько предложений в описание разделов. Правда, в ответе за подписью начальника управления транспорта областного Миндора Николая Горяева сообщается, что сторонние организации к разработке ТЗ не привлекались.
Примечательно, что кроме «Института транспортного планирования» в составе РАТ, есть еще одна организация с точно таким же названием — микропредприятие ООО «Институт транспортного планирования». И руководителем обоих структур является Михаил Якимов. Якимов — транспортный эксперт известный на всю Россию. Он выступает за широкие дороги и выделенные полосы. Так же он отметился разгромной критикой научного обоснования транспортной схемы Челябинской агломерации (ее выполнял ЮурГУ).
А вы точно социологи?
Еще один неоднозначный нюанс закупки – заказ на социологическое исследование. Миндор хочет узнать уровень удовлетворенности транспортом в регионе и спросить мнение граждан, что следует улучшать в первую очередь. Как и с другими подготовительными работами, социологию должны собирать сами исполнители. И в рамках все того же бюджета – 59,4 миллиона.
Цифра выборки, которую требует опросить заказчик, сумасшедшая – минимум 17 000 жителей или 0,5% от населения области. Сделать это надо до конца года. Формально такое требование объясняется требованиями нормативных документов. Но эксперты-социологи считают, что такое количество избыточно. Тем более собрать качественно 17 000 анкет – дело трудоемкое и дорогое.
По нашему запросу в компаниях, занимающихся социологическими исследованиями, назвали цены от 9,5 до 11,5 миллионов рублей только за полевую работу. Без разработки анкет и методик опроса, без обработки полученных данных.
Финал немного предсказуем
Что примечательно, даже с не вполне обоснованными требованиями, «списанным» техзаданием и разнообразием работ, контракт нашел своего возможного исполнителя. На конкурс сумели подать документы 5 организаций. 4 из них предоставили справки об ученых в штате. Но до потенциального победителя не дотянул никто.
ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» получил максимальный балл «за науку» — 80 баллов. Ближайший конкурент – только 32 балла. Комиссия УФАС пришла к выводу, что такой ошеломительный успех университета мог быть вызван нарушениями при составлении критериев отбора.
Теперь к понедельнику 7 октября Миндор должен предоставить в УФАС справку о том, что контракт с «Российским университетом транспорта» не заключен, копию решения об отмене конкурса и подтверждение аннулирования протоколов закупки. Ну а в самом УФАС будут решать вопрос о возбуждении административного дела на чиновников.
Не сомнения, что закупку будут объявлять повторно. Скорее всего, спорные критерии для участников переработают – по ним уже есть официальное решение. Но будут ли исправлять уязвимости и противоречия в самом ТЗ – пока не ясно.
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru