Актуальный репортаж. Криминальное детство
На этом видео 17-летний Женя выглядит как вполне обычный парень. Дворовый рэп он сочинил с друзьями. Хотел писать еще. Но его жизнь резко поменялась
Зоя Бандуровская, помощник следователя следственного отдела по Центральному району г. Челябинска: «Между несовершеннолетними и ранее незнакомым мужчиной, предположительно бомжем, произошел конфликт. Несовершеннолетние причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, в результате которого потерпевший скончался в больнице».
Все происходило на детской площадке. По версии следствия, бездомный пытался украсть у Жени деньги. В ответ тот запинал его до смерти. Жуткое преступление парень якобы совершил вместе с другом Лешей — тоже несовершеннолетним.
О Леше соседи отзываются положительно. Хотя даже, если зайти на его страничку в соцсети, не скажешь, что он такой уж примерный. Эти картинки парень разместил у себя год назад — тогда еще можно было подумать: неудачная шутка. Возможно, так решили и родители?
Такие истории часто остаются за кадром. Закон защищает малолетних преступников. Их фамилии нельзя называть, лица запрещено показывать. О своих неблагополучных воспитанниках не хотят говорить ни родители, ни учителя.
Женя и Леша в каком-то смысле оказались более смелыми — уже признали свою вину в суде. Теперь им грозят вполне реальные сроки.
В понимании, наверно, большинства людей, подростковая преступность — это вина взрослых. За ошибки детей перед общественностью отвечают обычно родители. Именно их спрашивают: как воспитали, почему не доглядели? Психологи уверены: если семья благополучная, то улица не испортит ребенка
Татьяна Тепловская, клинический психолог: «В любом случае, я считаю, что это все от семьи идет, от мамы. Внешний фактор, конечно, тоже влияет, но не так сильно, как агрессивная мама, которая бьет ребенка, игнорирует».
В пользу этого утверждения говорит и статистика. Большинство криминальных подростков — из неблагополучных семей. Многие воспитываются в интернатах. Как показывает практика, таким детям легче переступить закон:
— грабеж и разбой — 44%
— хулиганство — 25%
— угон транспортных средств — 24%
— изнасилования — 4%
— убийства — 1%
— другое — 2%
Чаще всего школьники совершают кражи, грабежи, разбои. Реже — убийства и изнасилования. В России ежегодно на скамью подсудимых попадает около 50 тысяч малолетних. А вот статистика по Челябинску.
Светлана Ершова, исполняющая обязанности начальника отделения по связям со СМИ УМВД г. Челябинска: «За 10 месяцев 2014 года совершеннолетними совершено порядка 340 преступлений».
Если преступнику нет 14, его отправляют в спецшколу. В этой сейчас находится 37 мальчиков. Раньше было около 200. Учителя говорят: трудных подростков не стало меньше, просто многие остаются на улице — и тем хуже для них. По мнению педагогов, за высоким забором и колючкой у ребят больше шансов исправиться. Хотя и здесь возможно всякое.
Нина Пучкова, заместитель директора по учебной работе спецшколы: «Вообще такие трудные ребята на выходе из спецшколы у нас есть. За которых мы не уверены. Есть такие, их немного».
Большинству выпускников спецшколы все же удается забыть о своем трудном возрасте. Они устраиваются на работу, заводят семьи. Так когда-нибудь мечтает сделать и Данил.
Александр Казаков уверяет: когда он совершал преступления, тоже не ведал, что творил: был под наркотиками. На иглу сел еще в 16. Кайф находил легко, труднее было достать деньги
Александр Казаков: «Со временем в мою жизнь пришли химические наркотики: спайс и соли, я потерял своих родных и близких, от меня начали отказываться дома. Я стал воровать».
Наркотики и алкоголь часто толкают подростков на криминал. Александру можно сказать, повезло — он получил условный срок и попал в центр реабилитации. Оказалось, таких как, он здесь много. Но еще больше тех, кто сюда не дошел.
Дмитрий Ефремов: «По большей части этих людей уже нет, знаете, я хочу сказать, это были неплохие парни, это были хорошие ребята».
С «хорошими ребятами» Юлии приходится общаться регулярно. Она работает с трудными подростками. Среди ее клиентов малолетние наркоманы, насильники, убийцы. Юлия уверена: шанс начать новую жизнь есть у каждого. Главная проблема в том, что многие этого даже не хотят
Юлия Остапченко, сотрудница центра «Возрождение»: «Я была свидетелем допроса одного, они вчетвером изнасиловали девочку. Она в подробностях описывала дело, как это происходило, спрашивала, так или не так. И они говорили: да, еще так злорадно улыбаясь. Т.е. для них это в порядке вещей».
Еще один красноречивый случай произошел летом в Коркино. На этом видео школьница заставляет свою знакомую пить из лужи. Жестоко, унизительно, но все-таки не уголовное преступление. По сравнению с предыдущими историями, это, пожалуй, можно назвать детскими разборками. Зачинщицу расправы осудила общественность, о ней говорили по федеральным каналам, казалось бы, урок на всю жизнь. Но сейчас, спустя месяцы, она сожалеет лишь об одном: «Я сожалею, что было снято видео, а за то, что она получила, я не сожалею».
По словам Оли, она всего лишь отомстила обидчице. Пострадавшая якобы оскорбляла ее мать. Кстати, за плохое поведение дочери женщину наказали на 25 тысяч рублей. Деньги она выплатила, но смогла ли объяснить что-то собственному ребенку? Вопрос, наверное, риторический.
Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter
Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru