«Больные говорят: «Доктор, спаси». А ты ничего не можешь». Челябинский врач-инфекционист, работающий с ковид-зараженными, рассказал, как умирают пациенты

Пик заражения коронавирусной инфекцией в Челябинской области еще не пройден. Это доказывают показатели смертности от COVID-19, которые за последнюю неделю резко возросли. Челябинский врач-инфекционист Дмитрий Пирогов, который ежедневно работает в «красной» зоне, рассказал корреспонденту 31tv.ru о ситуации в стационарах и боксах.
18 июня 2020 - 18:42
Дарья Судакова

Даже у молодых и здоровых болезнь может протекать стремительно

В ГКБ №8, где работает доктор, лежит от 130 до 140 человек, из них около 70 – с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Обстановка, по словам врача, сейчас напряженная, очень много тяжелых пациентов и больных с дыхательной недостаточностью. Прямо перед интервью с корреспондентом 31tv.ru Дмитрий Пирогов работал в «красной» зоне, где в этот день на руках у него снова умер пациент.

– Находятся ли в «красной» зоне дети? Как протекает болезнь у молодых пациентов?

– Дело в том, что у нас лежат пациенты от 15 лет и старше. Дети находятся в другой больнице. Но молодых у нас, к сожалению, хватает. В том числе, молодых людей с подтвержденной тяжелой формой ковидной пневмонии и с дыхательной недостаточностью. В нашем отделении было несколько летальных случаев даже у молодых пациентов. Больные поступали без сопутствующих заболеваний, абсолютно до этого времени здоровые, крепкие. Для нас это была настоящая трагедия: прогрессирование болезни было настолько стремительное, настолько неподдающееся контролю, что мы не смогли их спасти. Мы делали все, все что нужно, все что возможно на данный момент. Использовали методики, которые применяются и в Москве, и за рубежом, но, к сожалению, есть случаи абсолютно неуправляемые. Процесс поражения легких остановить было невозможно.

У детей, перенесших коронавирус, есть угроза задержки в развитии

Информации о последствиях перенесенной болезни у детей пока нет. Но есть вероятность, что дети, которые перенесли коронавирусную инфекцию, могут получить в дальнейшем серьезные проблемы со здоровьем.

– У нас есть некоторая успокоенность, что дети переносят болезнь легко. Но, нам неизвестны отдаленные последствия этой инфекции. Сейчас есть данные, есть предположения зарубежных ученых, что у детей, перенесших даже в легкой форме коронавирусную инфекцию, есть угроза задержки развития и опасность дальнейших легочных заболеваний.

Ковид часто «притворяется» ОРВИ

На данный момент, как рассказывает врач-инфекционист, выявить COVID-19 возможно несколькими способами. Наиболее эффективный метод для ранней диагностики – это компьютерная томография. Она безошибочно показывает наличие вируса у пациента. Всем, кто попадает в больницу, при малейшем подозрении на коронавирусную пневмонию делают компьютерную томографию, а также берут мазок из носа и зева методом ПЦР.

– Почему у некоторых болезнь протекает легко, а в других случаях нельзя ничего сделать?

– Предсказать, как поведет себя болезнь у конкретного человека, невозможно. Бывает так, что пациент чувствует себя прекрасно, температуры нет, и буквально в течении 3-4 дней происходит стремительное, тотальное поражение легких, при котором спасти пациента уже не представляется возможным. Этой инфекции всего полгода и исследования ведутся по-прежнему. Почему у одних болезнь протекает легко, а у других тяжело. Есть предположение, что, возможно, в этом виноват гиперимунный ответ, то есть иммунная система на фоне инфекции начинает убивать свои собственные клетки.

— Как в таком случае отличить коронавирус от обычной простуды? К примеру, у меня насморк или болит горло, стоит ли мне беспокоиться?

– Сейчас не сезон для респираторных инфекций. Уже июнь и если бы не коронавирус, у нас был бы спад обычных ОРЗ. У COVID-19 нет специфических симптомов, и на начальном этапе он маскируется под обычную простуду. На данный момент я бы советовал людям с любой простудой, которая протекает с катаральными явлениями – кашель, насморк, лихорадка, особенно, если появилось снижение обоняния, началась отдышка или возникли хоть какие-то неприятные ощущения в грудной клетке, – незамедлительно обращаться в скорую помощь, либо вызывать врача на дом. Все зависит от состояния пациента. Исходя из осмотра врача, на месте будет решаться возможность дальнейшей госпитализации. Если состояние пациента не вызывает тревоги, то на усмотрение бригады из поликлиники выезжает на дом к больному доктор и берет у него мазок на коронавирус методом ПЦР.

Метод ПЦР не всегда показывает положительный результат при заражении

На сегодняшний момент самый доступный способ выявления COVID-19 – мазок методом ПЦР. Этот анализ можно сделать практически в любом медицинском центре.

– Насколько эффективен тест на COVID-19 методом ПЦР?

– К сожалению, метод ПЦР не всегда показывает положительный результат, когда он есть. Например, есть пациенты, у которых мазок показывает положительный анализ уже в первые часы заболевания, а есть пациенты, у которых результат ПЦР положительный только спустя 2-3 недели. Метод ПЦР до сих пор не до конца точен. Поэтому наиболее эффективна, конечно, компьютерная томография. Она покажет истинную картину поражения легких на 3-5-е сутки, на ней будут видны очаги повреждения легких с двух сторон, так называемое «матовое стекло». Именно это поражение будет свидетельствовать о начале ковидной пневмонии, поэтому станет возможным уже частично предсказать объем повреждения органа.

Смерти в лицо: что происходит в «красной» зоне

– Расскажите о тяжелых случаях течения болезни у ваших пациентов.

– К нам обратился пациент с небольшим повышением температуры тела и снижением обоняния. Он принял меры вовремя, на второй день болезни, вызвав скорую помощь. Бригада привезла больного на компьютерную томографию, на которой выявили двусторонне поражение легких. Его госпитализировали. Температура становилась все выше и выше, поражение легких нарастало, состояние ухудшалось, при том, что мы делали все возможное, использовали все методы, которые доступны на сегодняшний момент. Но на данный момент пациент находится очень в тяжелом состоянии и зависит от кислорода. Как дальше поведет себя болезнь, предсказать невозможно.

И это только один из примеров. На самом деле их множество.

– К нам заезжают целыми семьями. Часто бывает, что если тяжело болеет мать или отец, то их дети также тяжело переносят заболевание. У меня были два пациента – отец и сын – оба они прошли через сложнейшую дыхательную недостаточность и тяжелейшее двустороннее поражение легких объёмом до 75%. То есть, оба были зависимы от аппаратов ИВЛ. И представьте себе, если бы у нас не было подводки кислорода в отделении, если бы не было респираторной поддержки, то отец и сын просто бы задохнулись.

–Что вы чувствуете, когда понимаете, что не можете помочь пациенту?

– Пациенты умирают на глазах каждый день. Насколько они страдают в таком состоянии – это невозможно передать словами или описать, это ужасно. Больные умирают в страшных мучениях, несмотря на все предпринятое лечение. Когда ты стоишь над больным и при этом сделал все что смог, но он все равно умирает, это страшно. Он умирает, задыхаясь. Пациенты в тяжелом состоянии до последнего в сознании, до последнего чувствуют, что умирают и понимают это. Больные говорят мне: «Доктор, помоги, спаси меня». А ты ничего не можешь.

– Как выглядят легкие умерших от коронавирусной инфекции?

– У умерших пациентов от COVID-19 легкие становятся тяжелее в несколько раз и напоминают безвоздушные мешки с кровью. На вскрытии становится непонятно, как пациент жил в последние дни, потому что дышать там просто нечем.

Пик заболеваемости COVID-19 еще не наступил

– Почему, на ваш взгляд, челябинцы игнорируют меры предосторожности, несмотря на рост заболеваемости?

– Люди просто не видят, что творится за стенами ковидных госпиталей. С одной стороны, может быть это хорошо, потому что человек после этой картины может потерять сон и аппетит. Но с другой стороны, тот, кто не видит этого, ведет себя беспечно, ходит в общественных местах без маски и перчаток. Я призываю всех соблюдать масочный режим. Это придумано для нас, чтобы не умирали мы и наши близкие. Вы, может быть, перенесете это бессимптомно или в легкой форме, но ваш родной, ваш сын или дочь, ваши родители могут умереть от этого в ужасных мучениях. Мне непонятна безответственность нашего населения. Носить маски не так уж и сложно. Тяжелее будет потом из этого выкарабкиваться.

– Сейчас заболеваемость COVID-19 увеличилась, с чем это может быть связано?

– Дело в том, что общая заболеваемость по области растет. На этом фоне растет и смертность. Пик заболеваемости в Челябинской области еще не пройден. На увеличение смертности влияет и то, что многие пациенты долгое время находятся на аппаратах ИВЛ, которые уже не в силах их спасти.

Еще один фактор – это увеличение количества пациентов с сопутствующими заболеваниями (онкологическими, сердечно-сосудистыми, эндокринными – особенно пациентов с сахарным диабетом). Именно их, по словам врача, тяжелее всего лечить. Если, к примеру, пациент с тяжелым хроническим заболеванием выживает после коронавирусной инфекции, то обязательно начинается обострение этого хронического заболевания.

– У нас в стационаре были онкологически больные пациенты, которых удалось вылечить от COVID-19, но они все равно умерли от своего онкологического заболевания. Если бы этой ковидной пневмонии не было, они успешно бы прошли химиотерапию, лучевую терапию. Коронавирус поспособствовал их смерти.

На сегодняшний день на Южном Урале 2457 больных COVID-19. Число умерших превысило сто человек. Из них от коронавируса умерли 67. Ещё 35 пациентов скончались от других тяжёлых заболеваний, COVID-19 стал у них сопутствующим.

Фото: ГКБ №8

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость