Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с животными, и реально ли наказать живодера? Зоозащитница – об ответственном отношении к питомцам и уголовной практике

Жуткая история произошла в Челябинске - на глазах у хозяйки расстреляли собаку. Поводом для расправы стал гусь или двадцать пять гусей - сейчас несколько версий - которых якобы задушил пёс. От чего зависит суровость наказания для стрелка, могли ли владельцы собаки предупредить трагическое развитие конфликта, и почему человек с ружьём свободно разгуливал в черте города? Об этом и не только – в интервью с зоозащитником, волонтёром приюта «Бим» Юлией Хамзиной.
30 июня 2020 - 15:17

— В двух словах, что произошло на тот момент, когда вы подключились к этой истории?

— Мы подключились практически сразу, как только появилась информация, видеоролики в интернете, предложили свою помощь подруге владелицы. У нашего приюта уже есть успешный опыт ведения таких дел по 245 статье «жестокое обращение с животными», причём опыт, когда дело заканчивалось реальным лишением свободы человека. На самом деле по видео видно, есть полная версия этого видеоролика, дело в одной птичке.

— Одна всё-таки птичка?

— Хозяйка Арчи ведёт свой YouTube-канал, где говорит, показывает, пытается проявить какую-то любовь к животным. И она снимала всю их прогулку, то есть речь идёт всего об одной птице. Я так думаю, что сейчас уже начинается поиск каких-то оправданий, каких-то моментов, чтобы максимально снизить наказание и себя оправдать. Там даже уже шла речь, что собака на него с агрессией шла. Уже кто-то придумывает, что хаски можно принять за волка, и вот какие-то уже совсем бредовые мысли и идеи. А речь идёт об одной птице, человек себя, по видео видно, ведёт агрессивно. Человек с достаточно коротким разговором, на видео слышно, во-первых, как он угрожает убийством и владелице, и её подруге, а затем просто хладнокровно заводит ствол…

— Что сейчас может грозить этому стрелку?

— Возбудили уголовное дело по 245 статье. Я думаю, что тут все признаки на лицо. С Сосновским УВД наш приют ещё не сотрудничал, но мы уверены, что там компетентные сотрудники и мы верим, что они доведут дело до конца. Плюс ко всему тут нужно разбираться, насколько вообще он имеет право носить оружие и боеприпасы, то есть статья 222, есть ли у него разрешение на это. И 115 статья, часть 1, это угроза убийством. Если он, как заявлял, охотится, тут тоже вопросы… Он пытался заявить, что там частная собственность, но частная собственность, извините, должна быть огорожена забором и должны висеть какие-то вывески, таблички, что это частная собственность.

— Абсолютное большинство челябинцев, они, конечно, в шоке от этой ситуации и поддерживают хозяйку, но довольно много условно тех, кто «сами виноваты».

— Я сразу поясню, во-первых, в наморднике по закону у нас должны выгуливаться собаки только определённого списка пород, которые признаны потенциально опасными, хаски к ним не относятся ни коим образом. Во-вторых, на поводке в общественных местах, двор, улица, проезжая часть и так далее, карьер к таким не относится по идее, нет людей.

— Это вообще была первая встреча с этим мужчиной?

— Насколько нам известно, первая.

— Вот вы сказали, что есть опыт возбуждения уголовных дел, насколько охотно МВД за них берётся вообще и доходят ли они до суда?

— Доходят. Сотрудники полиции на самом деле берутся, но есть сложности, закон достаточно новый, молодой и нет как такового полностью отработанного алгоритма, как здесь что должно работать. Например, в 2018 году было достаточно громкое дело о убийстве хаски, у которого фактически чуть ли не на глазах у детей сдирали шкуру, хотели шашлык, простите. Там человек получил полтора года лишения свободы, было конечно очень сложно, то есть естественно тело собаки нужно было везти на судмедэкспертизу, это обязательно, и тут встаёт вопрос, как это делать, кто должен этим заниматься, должны быть запросы определённые сделаны, а куда их делать. То есть не только мы, но и правоохранительные органы задавались этим вопросом, просто потому что всё это ново. И вот мы с ними всё это долго совместно разбирали, с сотрудниками Калининского УВД, которые очень активно поработали и в том числе благодаря им дело дошло до суда.

— Это единичный случай или уже какая-то практика?

— Их мало, но они есть. В Чурилово с восьмого этажа сбросили стаффа, там тоже человек получил, не вспомню сколько, он там ещё дополнительно устроил дебош, но там тоже было реальное заключение. Тракторозаводское УВД тоже отработали очень здорово.

— Возвращаемся к уголовной практике, дела без широкой огласки, они всё-таки имеют шансы или когда о нём рассказали в СМИ, оно быстрее двигается и результат более эффективный?

— Конечно, когда широкая огласка, то эффективнее, на контроль берётся, как здесь подключаются какие-то депутаты и так далее. Но в целом, в любом случае, даже когда не имеется широкой огласки, то очень важен напор, то есть постоянно смотреть, следить за делом, как оно развивается. Помогать, может, сотрудникам где-то тоже подсказать.

— Каков алгоритм для человека неравнодушного, который стал свидетелем жестокого обращения? Вообще, в какую ситуацию надо вмешиваться?

— Вмешиваться — тут сложно сказать, их же может быть много, то есть алгоритм однозначно один. Если вам кажется, что идёт какой-то факт жестокого обращения, естественно, звонок по телефону 102 и вызов полиции, затем нужно обязательно сделать видеофиксацию этого нарушения, потому что она потом очень поможет. Если есть ещё свидетели кроме вас, обязательно возьмите их контакты, чтобы не потерять их, чтобы потом, если дело возбудят, их можно было звать в свидетели. Пока вот так.

— Бывает, люди говорят, что собаку часто слышим, что она скулит или как-то плачет, это повод вмешиваться?

— Надо разбираться, не всегда, например, дома скулит. К сожалению, бывают такие собаки, которые без хозяев скулят или ещё что-то. На улице иногда кто-то говорит, что поводком бьёт, тоже не факт, что там есть жестокое обращение. Нужно смотреть, потому что есть собаки-истерички, как немецкие овчарки.

— Вы мне историю про нож рассказывали еще…

— Чурилово, это был 2018 год, нашли собаку с ножом в горле. То есть собака живая, но нож в горле, очень большой, даже у полиции глаза на лоб полезли, когда они это увидели. Ей повезло, в миллиметре от жизненно-важных артерий прошёл ножик. И мы естественно написали заявление в полицию, пошло разбирательство. И через какое-то время дело объединили с другим, то есть оказалось, что этим же ножом были нанесены телесные повреждения человеку. То есть человек, который так вот жестоко, не случайно жестоко расправляется с животным, он может представлять угрозу и для другого человека.

Фото: pixabay.com

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

все новости
Прислать новость